Необходимость в принятии данных законодательных актов была обусловлена позицией большевиков, в частности, В. И. Ленина, направленной на решительный слом судебных учреждений, существовавших до Октябрьской революции (переворота). Ленин писал:
Аналогичной точки зрения придерживался и А. В. Луначарский:
При этом продолжали действовать судебные органы, оставшиеся со времён Российской империи и Временного правительства, — судебная система во главе с Правительствующим сенатом.
Советская власть не хотела мириться с подобным «дуализмом», тем более, как вспоминал П. И. Стучка,
Все эти обстоятельства привели к тому, что создание новой судебной системы стало одной из первоочередных задач Советской власти.
В этот период было принято несколько декретов и иных документов, регламентирующих судоустройство в РСФСР, но наибольшую известность получили Декрет о суде, от 22 ноября (5 декабря) 1917 года, (стал именоваться декретом о суде № 1 в декрете о суде № 3), Декрет ВЦИК и СНК о суде № 2, от 15 февраля 1918 года, и Декрет о суде № 3, от 13 июля 1918 года.
- Декрет о суде № 3
- Декрет (правовой акт)
- Страны Восточной Европы
- Смотреть что такое «Декрет (правовой акт)» в других словарях
- Декрет о суде № 2
- Законодательство в различных странах
- В советской России и СССР
- Связанные понятия
- Упоминания в литературе
- Связанные понятия (продолжение)
- Упоминания в литературе (продолжение)
Декрет о суде № 3
Декрет разграничил подведомственность дел между местными народными судами, окружными судами и революционными трибуналами.
Страница Положения о народном суде (30 ноября 1918 г.) с текстом о запрещении судам РСФСР применять дореволюционные законы
Все уголовные дела (за исключением дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции) были отнесены к подведомственности местных судов. При этом дела о взяточничестве и спекуляции одновременно изымались из ведения трибуналов.
Местные суды могли налагать наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, «руководствуясь декретами Рабочего и Крестьянского Правительства и социалистической совестью».
Гражданские дела при цене иска до 10 тыс. руб. также были подведомственны местным судам.
Допускалась кассация решений и приговоров местных судов, «по коим присуждено взыскание свыше 500 рублей или лишение свободы свыше 7 дней»; кассационной инстанцией объявлялись Советы местных судей.
Рассмотрение гражданских дел в окружных судах должно было осуществляться в составе одного судьи и четырёх заседателей.
Декрет (правовой акт)
Декрет (правовой акт)
Декре́т (лат. постановление от — постановить) — правовой акт, постановление органа власти или должностного лица.
В обиходе декретом называется отпуск по беременности и родам (эллипсис от декретный отпуск). Это значение слова не является терминологическим.
В Древнем Риме декретом назывались акты коллегиального органа власти, в частности сената и постановления претора по судебным делам. В императорский период так назывались акты императора.
Во Франции после Великой французской революции название декретов получили акты Конвента и других законодательных органов Французской республики. Известны Вантозские декреты.
Впоследствиеии декретами стали называться указы, издаваемые исполнительной властью (главой государства) в порядке управления и в разъяснение исполнения закона. Обычно обладают силой закона и часто его заменяют.
После Октябрьской революции в России, других советских республиках и СССР в декретами назывались некоторые законодательные акты съездов Советов, ВЦИК, СНК РСФСР. Известные декреты: декрет о земле, декрет о мире, декреты о суде, декрет о 8-часовом рабочем дне, декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов.
Конституция СССР 1924 года предоставляла право издания декретов ЦИК СССР, Президиуму ЦИК СССР и СНК СССР.
Конституция СССР 1936 года не предусматривала издания законодательных актов, именуемых декретами.
Страны Восточной Европы
В некоторых странах Восточной Европы в период так называемой народной демократии декретами назывались правовые акты высших органов государственной власти.
В частности, в Польской Народной Республике декретами назывались акты Государственного совета.
Во многих странах декрет — правовой акт, равносильный закону, который издаёт глава государства или правительство без подтверждения парламентом. Декрет как акт главы государства предусмотрен конституциями ряда государств Африки, где была воспринята французская система права.
Такой декрет может заменять собой закон. Многие конституции допускают принятие декретов в определённых ситуациях (например при чрезвычайном положений).
.
.
Смотреть что такое «Декрет (правовой акт)» в других словарях
Декрет провозгласил упразднение всех существовавших в России до его принятия судебных учреждений
Действие института мировых судей приостанавливалось до замены этих судей местными судами, избираемыми «на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно — районными и волостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».
Все гражданские дела, цена иска по которым не превышала 300 рублей, а также уголовные дела, наказание по которым не превышало двух лет лишения свободы (при цене гражданского иска не свыше 300 руб.), объявлялись подведомственными местным судам. При этом решения таких судов были окончательны и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке.
Допускался кассационный пересмотр решений местных судов по взысканиям, превышающим 100 руб., и по лишению свободы на срок свыше 7 дней. Кассационной инстанцией провозглашались уездные (в Москве и Петрограде — столичные) съезды местных судей.
Подведомственность иных дел оставалась неопределённой до издания «особого декрета».
Институты судебного следствия, прокурорского надзора и адвокатуры также упразднялись. Производство предварительного следствия возлагалось на местных судей, а функции обвинителя и защитника могли исполнять «все не опороченные граждане обоего пола, пользующиеся
гражданскими правами». При этом отмечается, что
Декрет не до конца решил вопрос о том праве, которое должны применять вновь создаваемые суды. Устанавливалось лишь следующее:
При этом отменёнными признавались все ранее изданные законы, противоречащие декретам ВЦИК и СНК РСФСР, а также программам-минимум Российской социал-демократической рабочей партии и партии социалистов-революционеров.
Интересно заметить, что многим позднее, в 1934 году, И. В. Сталин в беседе с английским писателем Г. Дж. Уэллсом дал своеобразное теоретическое обоснование возможности применения старых законов на первом этапе революции, сказав:
Сразу после издания декрета начались меры по его претворению в жизнь.
Несмотря на это, Сенат принял постановление об оценке Декрета № 1, в котором говорилось:
Сказанное, разумеется, не относится к территориям, на которые советская власть своё действие не распространяла. В этих местах существовали собственные судебные органы.
Декрет о суде № 2
Декретом были созданы окружные народные суды в качестве судов первой инстанции для гражданских и уголовных дел, не отнесённых к подведомственности местных судов по Декрету № 1. При этом специально оговаривалось, что дела из брачно-семейных правоотношений (в том числе, связанные с актами гражданского состояния), а также «вообще дела, оценке не подлежащие» подсудны по первой инстанции местным судам, а дела о конкурсах на сумму свыше 3000 руб. — окружным судам.
Окружные суды избирались местными Советами по территориям, соответствующим территориям прежних, существовавших до Октябрьской революции, судебных округов (при этом местные Советы по своему соглашению имели право увеличить или уменьшить такую территорию). Члены суда избирались также местными Советами с правом последующего отзыва.
В окружных судах вводился принцип исключительно коллегиального рассмотрения дел. Гражданские дела рассматривались в составе трёх постоянных членов (судей) и четырёх народных заседателей. Уголовные — в составе одного председательствующего-судьи и двенадцати очередных заседателей и двух запасных.
Общие списки народных заседателей составлялись губернскими и городскими Советами на основании кандидатур, представленных районными и волостными Советами, а очередные списки заседателей к каждой сессии окружного суда формировались исполкомами Советов путём жеребьёвки.
Областные суды должны были избираться «из своей среды» на общих собраниях постоянных членов окружных судов, при этом лица, избранные членами областных судов, могли быть отозваны как избравшими их собраниями, так и соответствующими Советами.
Областные суды уполномочивались отменить обжалуемое решение как по формальным соображениям, так и в случае его несправедливости.
Судам кассационной инстанции также принадлежало право помилования и смягчения наказаний.
При рассмотрении гражданских дел в случаях, требующих специальных познаний, допускалось по усмотрению суда приглашение в судебное заседание «сведущих лиц» с правом совещательного голоса.
Запрещались судебные споры между казёнными учреждениями.
Вводился институт судебной пошлины по гражданским делам.
Предварительное следствие по уголовным делам, «превышающим подсудность местного суда», осуществлялось следственными комиссиями из 3 человек, избираемых Советами. На определения следственных комиссий могла быть подана жалоба в окружной суд.
Обвинительный акт заменялся постановлением следственной комиссии о предании суду, при этом окружной суд, в случае признания такого постановления «недостаточным», был вправе возвратить дело в следственную комиссию.
При Советах учреждались «коллегии правозаступников», избираемые этими Советами с правом последующего отзыва. На членов коллегий правозаступников возлагались функции как общественного обвинения, так и общественной защиты. Только членам коллегий правозаступников предоставлялось право «выступать в судах за плату». Помимо членов коллегии, в судебном заседании на стороне обвинения или защиты могли выступить по одному человеку из присутствующих в заседании. Таким образом, с принципом Декрета № 1 о неограниченном участии любых лиц в обвинении или защите было покончено.
Организация коллегий правозаступников на местах шла с большим трудом, так как представители уничтоженной адвокатуры всячески саботировали создание новых коллегий.
Обжалование оправдательных приговоров и решений, смягчающих наказание или освобождающих от такового, не допускалось. При этом осуждённый мог просить местный суд об условном или досрочном освобождении, а также о помиловании или о восстановлении в правах.
Срок кассационного обжалования как по гражданским, так и по уголовным делам устанавливался в один месяц.
Декрет № 2 допускал применение судами дореволюционных законов, но
Что касается «революционного правосознания», то, с точки зрения советских доктрин 1920-х гг. (испытавших влияние психологической школы права), под ним понималась некая «правовая идея», формирующаяся под влиянием социально-психологических факторов.
Законодательство в различных странах
В 1991 году в СССР мамам предоставлялся 3-летний (частично оплачиваемый) отпуск по уходу за ребёнком. После распада СССР каждая постсоветская республика установила свои нормы отпусков:
- Белоруссия и Азербайджан — 165,
- Молдова — 158,
- Россия — 140
- Армения и Узбекистан — 114,
- Литва — 106,
- Грузия — 104,
- Латвия — 94,
- Таджикистан — 87,
- Эстония — 82,
В Австралии неоплачиваемый декретный отпуск с сохранением рабочего места предоставляется одному из родителей, если тот проработал у своего работодателя 12 и более месяцев. Работодатель, в свою очередь, может оплатить часть такого отпуска согласно своим внутренним правилам. Так, распространённой является выплата 2-10 недель полной зарплаты работника, но при этом работодателем могут быть поставлены условия, как то: обязательное возвращение работника на рабочее место после окончания отпуска или выплата части оплаты такого отпуска после возвращения работника на работу. Неоплачиваемый декретный отпуск по согласованию с работодателем может быть продлён ещё на 12 месяцев с сохранением рабочего места. Отпуск может быть взят и вторым родителем при том, что в сумме продолжительность отпусков обоих родителей не превысит 24 месяца и оба родителя не будут находиться в таком отпуске более 8-ми недель одновременно.
Если неоплачиваемый отпуск берет беременная, то он может начаться за 6 недель до рождения ребёнка или ранее по согласованию с работодателем. Если отпуск берётся вторым родителем или в случае усыновления ребёнка, то такой отпуск может начаться в день рождения или появления в семье ребёнка. Распространённой практикой является то, что при хорошем самочувствии женщина не уходит в декретный отпуск до самых родов.
Дополнительно существует государственный оплачиваемый декретный отпуск. Его продолжительность составляет 18 недель, и оплачивается такой отпуск в размере национальной минимальной оплаты труда (719,20 австралийских долларов в неделю в 2018—2019 финансовом году) вне зависимости от размера заработной платы работника до такого отпуска. Существует ряд правил, который определяет возможность получения работником такого оплачиваемого отпуска, но в большинстве случаев достаточно проработать 10 месяцев в течение 13 месяцев до дня появления в семье ребёнка. При этом достаточно работать примерно 1 день в неделю, чтобы такая работа была зачтена.
Также государство предоставляет оплачиваемый отпуск второму родителю. Такой отпуск составляет 2 недели и оплачивается в размере национальной минимальной оплаты труда.
Всё вышеописанное распространяется на любое появление в семье ребёнка: не только на случай рождения, но и на случай усыновления.
В Болгарии матерям предоставляется 45 дней отпуска с 90 % оплатой до родов и до 1 года после родов, после чего матери имеют право ещё на 2 года оплачиваемого отпуска. Работодатель обязан восстановить женщину на том же рабочем месте по возвращении на работу; кроме того, беременные женщины и матери-одиночки не могут быть уволены, не могут работать в ночные смены или сверхурочно.
В Соединённом Королевстве отпуск по беременности и родам предоставляется для тех, кто проработал на текущего работодателя не менее 26 недель, на каждого ребёнка даётся 6 недель с 90 % оплатой, затем 33 недели с фиксированной ставкой в фунтах 140,98.
В Израиле роженица имеет право на 15-недельный отпуск по беременности, родам и уходу за младенцем, оплачиваемый службой национального страхования, и на дополнительный 11-недельный неоплачиваемый отпуск. Выплата пособия обусловлена поступлением обычных обязательных отчислений (специального страхового налога) с зарплаты или их заменой в течение либо 10 из 14, либо 15 из 22 предшествующих месяцев. Сумма пособия соответствует зарплате за последние три месяца, но не может быть больше, чем максимальная часть заработной платы, с которой нужно платить страховые отчисления по закону (эта сумма превосходит среднюю зарплату по стране более чем в 4 раза, поэтому ограничение является актуальным лишь для малой части рожениц). Определённая законом часть отпуска по уходу может быть передана в пользу отца ребёнка.
После улучшения законодательства Канады в 2000 году продолжительность отпуска по беременности и родам составляет 17 недель. Из них системой социального страхования оплачивается только 15 недель (2 недели — так называемый период ожидания, или, фактически, франшиза по страховке). Размер социальных выплат обычно составляет не более 55 % от среднемесячного заработка, рассчитанного исходя из периода работы матери за 52 недели перед подачей заявления на страховые выплаты). Если совокупный доход семьи за предыдущий календарный год не превышает $259’21, семья считается малообеспеченной и размер выплат может быть увеличен до 80 %. В любом случае, размер выплат не может составлять более, чем $501 в неделю. Отпуск по беременности и родам оплачивается только биологическим матерям.
После окончания отпуска по беременности и родам (или одновременно с заявлением на отпуск по беременности и родам) родители могут подать заявление на отпуск по уходу за ребёнком. Продолжительность отпуска, оплачиваемого системой социального страхования, составляет 35 недель. Размер выплаты определяется аналогично отпуску по беременности и родам, с тем отличием, что учитывается размер заработной платы матери или отца. Отпуск по уходу за ребёнком может быть поделён между родителями и предоставляется как биологическим, так и приёмным родителям. Таким образом, общая продолжительность этих отпусков может составить 50 недель. Также необходимо добавить, что в случае плохого самочувствия матери и/или осложнённой беременности предоставляется оплачиваемый отпуск по болезни размером до 15 недель. Однако общая продолжительность оплачиваемых системой социального страхования отпусков в сумме (по болезни плюс по беременности и родам плюс по уходу за ребёнком) составляет не более 52 недель по времени.
В КНР размер отпуска по уходу за ребёнком напрямую зависит от возраста будущей матери. Так, женщины после 23 лет уже считаются «возрастными», поэтому отпуск по беременности и родам у них составляет 120 календарных дней. Не достигшим этого возраста полагается лишь 90 дней.
Срок начала отпуска не уточняется, но не ранее седьмого месяца. В случае многоплодных или осложнённых родов отпуск продлевается на 15 суток.
Также полагается отпуск и для будущих отцов, который также зависит от возраста супруги. Длительность — 90 или 120 дней.
На время отпуска и у женщин, и у мужчин зарплата, а также другие выплаты сохраняются на 100 % уровне.
Право на отпуск по беременности и родам определено в статье 37 Конституции Российской Федерации.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
Кроме матери, отпуска по уходу за ребёнком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребёнка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребёнком.
По финскому законодательству право на декретный отпуск имеет не только мать, но и отец. Десять месяцев он может ухаживать за ребёнком, получая 80 % заработной платы и не рискуя при этом потерять рабочее место.
Такой декрет может заменять собой закон. Многие конституции допускают принятие декретов в определённых ситуациях (например при чрезвычайном положении).
В советской России и СССР
Для облегчения положения работающих женщин советское государство начало развивать сеть финансируемых из общественных фондов потребления детских дошкольных учреждений, в том числе находившихся при производстве.
В районах Дальнего Востока, Сибири и северных районах страны размер выплат составил 50 рублей, в остальных районах — 35 рублей в месяц. Мероприятие осуществлялось поэтапно по территории страны в течение двух лет, начиная с 1981 с районов Дальнего Востока, Сибири и северных районов.
К районам, в которых выплачивалось пособие в размере 50 рублей, относились: на Дальнем Востоке — Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская и Сахалинская области; в Сибири — Якутская, Бурятская и Тувинская АССР, Алтайский и Красноярский края, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская, Иркутская и Читинская области; в северных районах страны — Карельская АССР и Коми АССР, Архангельская и Мурманская области, а также Вологодская, Новгородская и Псковская области.
Связанные понятия
Сове́т наро́дных комисса́ров РСФСР (сокр. Совнарком РСФСР; СНК РСФСР; до 1918 — Совет народных комиссаров) — правительство советской России в 1917—1946 годы. Учреждён 25 октября (7 ноября) 1917 «в качестве временного рабочего и крестьянского правительства» под названием Совет народных комиссаров, которое использовалось до принятия Конституции РСФСР 1918 года.
Уста́в — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, организаций, предприятия, учреждения и так далее.
Циркуляр (нем. Zirkular, от лат. circularis — круговой) — письмо, направляемое одним автором многим адресатам.
Вре́менное прави́тельство — правительство, создаваемое в государстве, стране (или каком-либо её регионе) на время переходного периода или чрезвычайного положения, как правило, при смене политического строя или политического режима, противниками существующей власти (сепаратистами (в регионах и странах), бунтовщиками).
Упоминания в литературе
Президент может вносить предложение о срочности рассмотрения проекта и издавать , имеющие силу закона. Конституция Республики Беларусь предусматривает два вида декретов: временные и декреты, издаваемые на основании закона, принятого по предложению Президента парламентом, который делегирует главе государства законодательные полномочия по определенному кругу вопросов на определенный срок.
Процесс формирования советской политической системы закреплялся в правовых актах, принимавшихся новой властью. К их числу прежде всего относились: « о власти», принятый II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г.; Декларация прав народов России, принятая СНК 2 ноября 1917 г.; Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая ВЦИКом 3 января 1918 г. и утвержденная III Всероссийским съездом Советов, Декрет ВЦИК и СНК от 11 ноября 1917 г. « Об уничтожении сословий и гражданских чинов», Декрет СНК от 23 января 1918 г. « Об отделении церкви от государства» и др.
Связанные понятия (продолжение)
Распоряжение — в государственном и административном праве — вид подзаконного акта управления, изданный органом власти или управления в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано.
Конститу́ция (от лат. constitutio «устройство, установление, сложение») — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конститу́ция — учредительный документ государства, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путём референдума.
Сове́тская респу́блика — особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы.
Гражданский кодекс — систематизированный законодательный акт, содержащий расположенные по определённой системе нормы гражданского права. При этом может использоваться как институционная система, так и пандектная система.
Декреты о суде — нормативные акты органов советской власти (ВЦИК и СНК РСФСР), принятые в 1917—1918 гг. и регламентировавшие деятельность судебных органов в первые годы после Октябрьской революции.
Обнародование закона, или промульгация (от лат. promulgatio — оглашение) — санкционирование главой государства закона в сроки, указанные в конституции и публикация его в официальном издании. С помощью этой процедуры акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти.
Центра́льный исполни́тельный комите́т СССР (ЦИК СССР) — высший орган государственной власти СССР в 1922—1938 годах, избираемый Всесоюзными съездами Советов и периодически (а на практике — эпизодически) собираемый на сессии в промежутках между Всесоюзными съездами Советов.
Казначе́йство — организация казначеев, обслуживающих казну — государственное, учрежденческое или частное хранилище денег.
Ука́з — вид и название нормативного или индивидуального правового акта, обычно издаваемого главой государства (президентом или монархом) в странах славянских языков. В России указы всегда играли важную роль в системе источников права.
Конституция Молдавии (Конституция Республики Молдова, молд. Constituţia Republicii Moldova) — основной закон Республики Молдова, определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Текущая версия была принята парламентом 29 июля 1994 года.
Чрезвыча́йное положе́ние, или ЧП — особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, вводимый в стране или отдельных её районах для защиты от внешней или внутренней угрозы, поддержания общественного порядка.
Конститу́ция Кана́ды (англ. Constitution of Canada, фр. Constitution du Canada) — это не единый юридический Акт, а, скорее, понятие, которое обозначает и объединяет важнейшие законы в Канаде. Конституция объединяет кодифицированные законы, некодифицированные традиции и соглашения. Она в общих чертах намечает канадскую правительственную систему, а также политические права всех канадских граждан.
Собра́ние узаконе́ний (СУ) — ряд официальных печатных изданий, публиковавших тексты нормативных актов государственных органов власти Российской империи, Советской России, союзных и автономных республик и СССР в целом.
Деклара́ция прав трудя́щегося и эксплуати́руемого наро́да — конституционный акт Советской республики, законодательно закрепивший завоевания Октябрьской революции и провозгласивший основные принципы и задачи социалистического государства. В декларации Россия объявляется Республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, называется Советской Российской Республикой, которая учреждается как федерация советских национальных республик.
Комиссары исполнительной власти (фр. commissaires du pouvoir exécutif) — во Франции в эпоху революции должностные лица, в обязанности которых входило наблюдение за исполнением декретов Учредительного собрания, которое впервые и назначило их.
Конституа́нта (фр. consti-tuante, assembled) — во Франции и некоторых других государствах — учредительное собрание, общенациональный коллегиальный представительский орган государства, специально создаваемый для разработки и принятия конституции.
Конституция Португалии (порт. Constituição portuguesa) — основной закон страны. Ныне действующая Конституция принята в 1976 году после революции гвоздик. В её текст были внесены поправки в 1982, 1989, 1992, 1997, 2001, 2004 и 2005 годах.
Конституцией Королевства Таиланд, буддийский эпохи 2550 (2007) (тайск. รัฐธรรมนูญแห่งราชอาณาจักรไทย พุทธศักราช ๒๕๕๐) была Конституция Таиланда, которая действовала с 2007 по 2014 год.
Подробнее: Конституция Таиланда 2007 года
Декрет «О лесах» — первый правовой акт советского лесного законодательства, регламентировавший использование и охрану лесов, национализированных на основании Декрета о земле.
Конституционный надзор — правоохранительная деятельность по обнаружению законов и иных нормативных актов, не соответствующих Конституции. Конституционный надзор выносит требование отменить акт, признанный неконституционным, органу, принявшему данный акт (или вышестоящему по отношению к нему органу).
Дополнительный акт (Дополнительный акт к конституциям Империи, фр. Acte additionnel aux constitutions de l’Empire) — конституционный акт, составленный Бенжаменом Констаном по заданию Наполеона после его возвращения с острова Эльба. Этот акт учитывал некоторые усовершенствования, введенные хартией 1814 года и, в свою очередь, послужил основой для исправления этой хартии после второго возвращения Людовика XVIII.
Свод основных государственных законов (Российской империи) — свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя Российской империи, включавший в себя предыдущие источники права, действовал в России с 1
января 1835 года по 1
сентября 1917 года.
Госуда́рственный Сове́т СССР — не предусмотренный Конституцией СССР временный орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик, созданный Законом СССР от 5 сентября 1991 года «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период».
Отка́з и резерви́рование в канадском конституционном праве — конституционные полномочия, позволяющие отклонить любой закон, принятый федеральным Парламентом или провинциальными законодательными собраниями. Этими полномочиями наделён генерал-губернатор Канады. Однако, как и в случае с рядом других полномочий, которыми наделён генерал-губернатор, исполняются они премьер-министром.
Гражданский кодекс РСФСР (ГК РСФСР) — советский российский гражданский кодекс, принятый 31 октября 1922 года. Данный законодательный акт был первым в России гражданским кодексом и первым в мире гражданским кодексом социалистического государства. Он оформил становление советского гражданского права и обобщил менее чем двухлетний опыт развития гражданско-правовых институтов в условиях новой экономической политики.
Февральский патент (нем. Februarpatent) — конституционный акт Австрийской империи, опубликованный 26 февраля 1861 года взамен принятого 20 октября 1860 года Октябрьского диплома. Заменен в Цислейтании Декабрьской конституцией (21 декабря 1867 года).
Политическое устройство Словакии базируется на принципах парламентской демократии. Основную роль играют интенсивно конкурирующие друг с другом политические партии, поэтому политическую систему Словакии еще часто называют партийной демократией.
История права России — история права Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России.
«Турецкий устав» (серб. Турски устав) — конституция Сербского княжества, действовавшая в 1838—1869 годах.
Попра́вки к Конститу́ции Кана́ды — изменения Конституции Канады по инициативе правительства. Официальные правила внесения поправок к Конституции были приняты лишь в 1982 г.
Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.
Государственное совещание в Уфе (известно также как Уфимское государственное совещание, Уфимское совещание) — наиболее представительный форум антибольшевистских правительств, политических партий, казачьих войск и местных самоуправлений востока России в г. Уфе 8—23 сентября 1918 г.
«Пара́д суверените́тов» (1988—1991) — наименование конфликта между союзным центром и союзными республиками, вызванного провозглашением верховенства республиканских законов над союзными в нарушение Конституции СССР (ст. 74) и ставшего одним из ключевых факторов, приведших к распаду СССР.
«Дело КПСС» — судебное дело 1992 года, в котором Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел вопрос о конституционности указов президента России Б. Н. Ельцина о приостановке деятельности КПСС и КП РСФСР, распоряжении их имуществом и роспуске. Дело было заведено по ходатайству 37 народных депутатов России.
Упоминания в литературе (продолжение)
?период с 1917 по 1922 гг. характеризуется принятием № 1 о суде от 24 ноября 1917 г., который упразднил институт нотариата в советской России. Некоторое время после этих исторических событий вопросам нотариата государство не уделяло никакого внимания. Позднее Советом народных депутатов Москвы было принято постановление, которое отменило «ныне действующее Положение о нотариальной части» и закрепило муниципализацию нотариальных контор. Но поскольку упразднить необходимость в подтверждении прав собственности, наследства было невозможно, эту функцию взяли на себя органы местных Советов. В дальнейшем функции нотариата выполняли различные органы советской власти на местах: отделы юстиции, социального обеспечения, отделы записей актов гражданского состояния и др.;
После издания приходы оказались в зависимости от произвола местной власти, которая издавала распоряжения и постановления местного и ведомственного значения, нередко противоречащие друг другу. Неопределенность продолжалась до 1929 г., когда был издан законодательный документ о положении местных религиозных объединений в СССР.
Совнарком СССР формировался ЦИКом СССР и являлся его исполнительным и распорядительным органом. С НК СССР руководил деятельностью общесоюзных наркоматов, рассматривал и утверждал и постановления общесоюзного значения в пределах прав, предусмотренных Конституцией СССР 1924 года, положениями о СНК ЦИК СССР и другими законодательными актами. Декреты и постановления СНК СССР являлись обязательными к исполнению на всей территории СССР и могли приостанавливаться и отменяться ЦИК СССР и его Президиумом. Впервые состав СНК СССР во главе с Лениным утверждается на 2-й сессии ЦИК СССР 6 июля 1923 года. Совнарком СССР, по положению о нем 1923 года, составляли: председатель, зам. председателя, наркомы СССР; в заседаниях СНК с правом совещательного голоса участвовали представители союзных республик.
В ночь на 7 января ВЦИК оформил разгон Учредительного собрания о его роспуске. Это решение стало важным этапом в процессе слома старой государственной машины и становления советской государственности. Из названия Советского правительства было изъято слово «временное», а из советских декретов, постановлений, деклараций – упоминание об Учредительном собрании.
Законы и предназначены для общего применения, являются обязательными во всех частях и после их официального опубликования подлежат прямому применению на территории каждого государства-участника. Договором установлено, что в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства. Однако данное положение не применяется к коллизии норм закона или декрета Союзного государства и норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников. Постановления являются обязательными во всех своих частях для конкретных адресатов, директивы – для адресатов и правил выбора форм и методов действий. Резолюции принимаются по вопросам текущей деятельности.
В силу ч. 2 ст. 43 Закона «О Конституционном Суде РФ» не допускается проверка конституционности актов, которые были отменены или утратили силу до обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации. Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Совета рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов от 20 августа 1918 г. « Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах», как политический акт, на основании которого в период изменения государственного строя принимались решения о национализации и экспроприации находившегося в частной собственности недвижимого имущества, после завершения этого процесса исчерпал свою силу, и, следовательно, проверка его конституционности не может быть осуществлена.
В течение нескольких месяцев после революции о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. и № 2 от 7 марта 1918 г. разрешалось применение судами дореволюционного уголовного законодательства, если оно не отменялось революцией и не противоречило революционной совести. Фактически местные народные суды дореволюционное законодательство не применяли. В исключительных случаях на него ссылались вышестоящие окружные суды, где работали профессиональные юристы. Народные суды резко отрицательно относились к чуждому им царскому законодательству и постановлениям Временного правительства. Еще до Октябрьской революции в Кронштадте, в Выборгском районе Петрограда и других местах народ бойкотировал старый суд и создавал новые революционные суды. Глава Временного правительства А. Ф. Керенский вынужден был санкционировать эти суды. Рядом с мировым судьей дела слушали два заседателя – рабочий и солдат.
4) мандаты – инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам. В период домината основной формой закона становится императорский эдикт, поскольку мандаты выходят из употребления, и рескрипты вступают в силу только при рассмотрении конкретных дел. В конце III в. при разделении империи возникла необходимость объединить многочисленные императорские конституции, данное объединение должно было служить символом единства права. Однако правительство не решилось взять на себя такую ответственность, и кодификация была произведена частными лицами: Codex Gregorianus (автор – Грегориан), Codex Hermogenianus (автор – Гермогениан), Codex Theodosianus (автор – восточно-римский император Феодосий II).
Еще один важный документ – «Постановление Временного Сибирского Правительства от 4 июля 1918 года» «Об аннулировании советской власти»:
• в сфере нормотворческой деятельности издавать нормативные акты (указы, , декреты-законы), отменять акты органов исполнительной власти (в парламентарной республике акты президента нуждаются в контрасигнатуре – скрепляющей акты президента подписи премьер-министра);
В результате Судебной реформы 1864 г. судебная система России стала наиболее упорядоченной. Однако после Февральской революции положение несколько изменилось. о суде от 24 ноября 1917 г. № 1 социалистическая революция упразднила все судебные учреждения российского буржуазного государства, а вместе с ними – присяжную и частную адвокатуру. В качестве защитников и обвинителей допускались все неопороченные лица обоего пола, пользующиеся гражданскими правами, но специальной организации защиты создано не было.
Термин «конституция» (от лат. Constitutio – «установление, построение») употреблялся еще античными мыслителями. Так называется один из видов римских императоров. В эпоху феодализма применялась и формулировка «основной закон», которая теперь используется как аналог термина «конституция». Однако ни в античном мире, ни в Средние века современного понятия конституция не было, не существовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базой текущей правотворческой деятельности. Теоретическое обоснование необходимости такого акта, разработка понятия «конституция», принятие первых конституций (США 1787 г. и Франции) были связаны с борьбой молодой революционной буржуазии, возглавившей широкие слои народа, против феодального строя и феодального права, «права-привилегии» (К. Маркс).
Таким образом, функция наблюдения за неуклонным исполнением законов государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами оказалась рассредоточенной среди ряда органов и учреждений, однако это не могло способствовать единообразному пониманию социалистической законности и не отвечало требованиям ее всемерного укрепления. Своеволие ведомств, раздробленность власти, сепаратизм – все это побудило создать единую централизованную систему надзора за законностью. В силу этого такое положение не могло существовать долго, поскольку правовая система, основанная на общегосударственных и решениях чрезвычайных органов, не обеспечивала главного – единообразия государственного управления и стабильности государственной власти. В новых социально-экономических и политических условиях был один выход из сложившегося положения: создание специального централизованного органа, подчиненного только центральной государственной власти, независимого от поднадзорных ему учреждений, от каких-либо местных влияний, способного эффективно осуществлять надзор за точным и безусловным исполнением законов всеми органами власти и государственного управления, должностными лицами и гражданами на всей территории страны, во всех областях жизни Советского государства. Таким органом и должна была стать советская прокуратура.
7 марта 1918 г. был принят новый о суде, который разрешал создание при местных советах коллегий единой организованной коллегии защитников в рамках субсидируемых государством коллегий правозаступников.
В результате Судебной реформы 1864 г. судебная система России стала наиболее упорядоченной. Однако после Февральской революции положение несколько изменилось. о суде от 24 ноября 1917 г. № 1 социалистическая революция упразднила все судебные учреждения российского буржуазного государства, а вместе с ними – присяжную и частную адвокатуру.
Совета Народных Комиссаров РСФСР «О суде» № 1 от 24 ноября 1917 года в стране были упразднены все действующие ранее суды. Были созданы местные суды и революционные трибуналы, в которых подлежали рассмотрению и дела в отношении военнослужащих. Создание специальных судов для вооруженных сил не предусматривалось, поскольку Народным комиссариатом проводилась линия на осуществление идеи единого суда.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает , назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т. д. Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается президентом и формирует правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью (в том числе и за президентом) (ФРГ, Италия по конституции 1947 г., Австрия, Швейцария, Исландия, Ирландия, Индия и др.).
Эта резолюция показательна еще и тем, что абсолютное большинство делегатов I Съезда Советов исключало возможность полного перехода власти к Советам. Большевики, получив в октябре 1917 года на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов формальное большинство, не могли открыто воспрепятствовать выборам Всероссийского учредительного собрания. Более того, II съезд Советов постановил образовать временное рабочее и крестьянское правительство (Совет Народных Комиссаров) только до созыва Учредительного собрания. Большевистский о земле также начинался с того, что вопрос этот во всем его объеме может быть разрешен только всенародным Учредительным собранием.
Учредительное собрание. Одним из первых Временное правительство ввело всеобщее избирательное право для мужчин, достигших 21-летнего возраста при условии 6-месячного проживания по месту голосования. Это увеличило количество избирателей с 240 тыс. до 9,3 млн. 23 и 24 апреля состоялись выборы в Учредительное собрание. Из 900 мест около 600 получили представители республиканской буржуазии и мелкобуржуазные демократы. Не прошли такие признанные революционеры, как О. Бланки, Т. Дезами, Э. Кабе, Ф. Распайль. Да и трудящихся в нем было немного: депутатами стали 18 рабочих и 6 мастеров.
Например, в утвержденных Царем 23 апреля 1906 г. « Основных государственных законах» было записано: «Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользования этой свободою определяются законом» (п. 39). В СНК РСФСР от 2 февраля (20 января) 1918 г. « Об отделении церкви от государства и школы от церкви» говорилось (п. 3): «Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются».
Под свободной зоной в Сирии в соответствии с Президента САР от 27 января 2003 г. понимается огражденная и ограниченная территория Сирии, на которую не распространяется внутреннее таможенное и внешнеторговое регулирование. Территория свободной зоны не является частью таможенной территории Сирии. Для создания каждой отдельной свободной зоны в Сирии необходимы соответствующие декрет Президента и постановление Правительства. В настоящее время в Сирии действуют восемь свободных зон.
1) Совета народных комиссаров, регламентирующий продолжительность ежедневного рабочего времени, от 29 октября 1917 г.;
Впоследствии декретами стали называться указы, издаваемые исполнительной властью (главой государства) в порядке управления и в разъяснение исполнения закона. Обычно обладают силой закона и часто его заменяют.