Государственные службы занятости — это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости — человек должен быть безработным.
Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.
Перед службой занятости поставлены следующие задачи:
. учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
2. информирование о возможностях трудоустройства;
. содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;
. сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;
. организация общественных работ;
. организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;
. оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
. регистрация безработных;
. выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;
. оформление досрочного выхода на пенсию;
. разработка программ занятости;
. мероприятия по социальной защите различных групп населения.
Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:уровень — федеральная служба занятости;уровень — региональные организации службы занятости;уровень — местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т.д.
Для решения перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции.
Общими функциями служб занятости всех уровней являются:
. анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;
2. оказание помощи в выборе работы;
. организация подготовки и переподготовки кадров. Для федеральной службы частными являются функции:
. разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;
. поиск и разработка механизма финансирования этих программ;
. определение основных направлений профессионального обучения;
. создание правовой и нормативной базы функционирования;
. координация работы региональных и местных служб занятости.
Для местных организаций службы занятости частными являются функции, связанные с работой непосредственно с гражданами: регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения, и др
Государственная служба занятости населения
1. Государственная служба занятости населения включает:
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
3) государственные учреждения службы занятости населения.
2. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:
1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
1.1) информирование граждан Российской Федерации о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, в том числе для содействия работодателям в выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
4) организацию мероприятий активной политики занятости населения;
5) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
3. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.
Информация об изменениях
Статья 15 дополнена пунктом 3.1 с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ
3.1. Граждане и работодатели в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.
Граждане и работодатели вправе обратиться в органы службы занятости путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению органа службы занятости по вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.
Органами службы занятости оказывается индивидуальная помощь инвалидам I и II групп, в том числе по месту их жительства, в подаче заявления и иных сведений в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения, а также по иным вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.
В органах службы занятости гражданам и работодателям обеспечивается бесплатный доступ к единой цифровой платформе, единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, а также оказывается необходимое консультационное содействие, в том числе при подаче заявления и иных сведений в электронной форме.
Случаи, когда личное присутствие (явка) гражданина является обязательным, устанавливаются настоящим Законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
5. Органами службы занятости по запросу органов, уполномоченных на предоставление государственных или муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представляются сведения о нахождении гражданина на регистрационном учете в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы или признанного безработным, назначенных ему социальных выплатах (размерах и сроках выплаты пособия по безработице, периодах оказания материальной помощи, материальной поддержки в период участия в оплачиваемых общественных работах, временного трудоустройства), периодах временного трудоустройства, участия в оплачиваемых общественных работах, переезде по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, работниках, привлеченных для трудоустройства в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов.
6. При отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее — Единая система идентификации и аутентификации) органы службы занятости обеспечивают в случае согласия гражданина завершение прохождения гражданином процедуры регистрации в указанной системе.
7. Органы службы занятости в целях содействия занятости инвалидов осуществляют обмен сведениями с федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, взаимодействие с работодателями (по вопросам организации рабочих мест, включая специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, подбора инвалидов для замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей), а также взаимодействие с организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения и (или) дополнительным профессиональным программам для граждан из числа инвалидов, в целях замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей, в том числе в рамках установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Порядок и условия взаимодействия органов службы занятости с работодателями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения и (или) дополнительным профессиональным программам для граждан из числа инвалидов, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статья 15 дополнена пунктом 8 с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ
Статья 15 дополнена пунктом 9 с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ
9. Органы службы занятости вправе организовать предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения, иных государственных и муниципальных услуг (или их части), негосударственных услуг и мер поддержки по принципу «одного окна» в целях содействия гражданам и работодателям в комплексном решении ситуации, связанной с занятостью.
Переход страны к рыночной экономике, сокращение численности рабочих мест и занятого населения, а также другие изменения в этой сфере требовали создания государственного органа по вопросам занятости населения. И такая структура – Государственная служба занятости населения – была создана в апреле 1991 г. на базе ранее существовавших бюро по трудоустройству и информации населения как федеральная государственная служба на территории Российской Федерации.
С 1991 г. служба занятости населения несколько раз меняла свой статус. До ноября 1991 г. действовал Государственный комитет по занятости населения. С ноября 1991 г. по июль 1992 г. существовал Комитет по занятости населения Министерства труда и занятости Российской Федерации. С июля 1992 г. по август 1996 г. действовала Федеральная служба занятости как самостоятельный орган федеральной исполнительной власти. В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств: Министерства труда Российской Федерации, Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Федеральной службы занятости России было создано единое Министерство труда и социального развития Российской Федерации, в определенных структурных подразделениях которого были в основном сконцентрированы вопросы проведения государственной политики занятости на федеральном уровне.
С 2004 г. действует Федеральная служба по труду и занятости, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
В настоящее время служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В ее функции входят:
1) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
2) контроль за:
– обеспечением государственной гарантии в области занятости населения;
– приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
– регистрацией инвалидов в качестве безработных;
– прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
– граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;
– отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, в уведомительном порядке;
4) оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации таких государственных услуг, как:
– содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
– информирование о положении на рынке труда;
– организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
– психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
– осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
– организация проведения оплачиваемых общественных работ;
– организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
– социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
– содействие самозанятости населения;
– выдача работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников;
– содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
– содействие в разрешении коллективных трудовых споров;
– организация подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров.
В целом функции и задачи, права и обязанности службы занятости определены Законом о занятости населения. Деятельность государственной службы занятости направлена на:
– оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
– разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан испытывающих трудности в поиске работы;
– содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
– организацию мероприятий активной политики занятости населения;
– осуществление социальных выплат гражданам, признанным безработными.
Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно (учреждения государственной службы занятости населения могут оказывать работодателям платные услуги).
К основным задачам службы занятости относят:
– содействие в поиске подходящего рабочего места (как временного, так и постоянного), профессиональное консультирование и обучение безработных новым специальностям;
– квотирование рабочих мест для инвалидов, молодежи, демобилизованных военнослужащих и других групп безработных граждан, нуждающихся в социальной защите;
– информирование населения, работодателей, государственных и негосударственных структур о состоянии рынка труда;
– территориальное перераспределение работников;
– помощь в развитии предпринимательства и самозанятости граждан;
– осуществление компенсационных выплат для сдерживания массовых увольнений.
Работу государственной службы занятости населения возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти. На уровне региона осуществляет деятельность Департамент государственной службы занятости населения. В структуру Департамента на правах филиалов входят городские и районные центры занятости, расположенные на территории субъекта Российской Федерации.
С учетом актуальности проблем занятости населения, а также изменений в законодательстве возможно дальнейшее совершенствование структуры федеральных и территориальных органов исполнительной власти, которые занимаются и проблемой инфраструктуры рынка труда в целом.
Департамент совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления осуществляет разработку и обеспечивает реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей данной территории.
К основным задачам Департамента государственной службы занятости относятся:
– разработка и финансирование территориальной программы содействия занятости на основе прогнозов рынка труда, экономического и социального развития;
– определение основных направлений развития и совершенствования профессиональной ориентации, профессионального обучения и психологической поддержки безработных граждан;
– организация работы по содействию занятости населения в городах и районах соответствующего субъекта Российской Федерации, реализация целевых программ по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
– осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлениям органов службы занятости, а также оказание психологической, материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании.
Основными направлениями деятельности Департамента государственной службы занятости являются:
– анализ ситуации на территориальном рынке труда и выработка мер по предупреждению или сокращению негативных социально-экономических последствий массового высвобождения работников;
– распределение и использование средств фонда занятости на реализацию основных задач и направлений деятельности в соответствии с утвержденными нормативными правовыми актами;
– организация работ по приему безработных граждан, их регистрация в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признании их безработными, назначении, выплате пособий по безработице, стипендий в период обучения по направлению органов службы занятости, оказании материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании, и снятии их с регистрационного учета в соответствии с установленным порядком;
– обеспечение государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
– организация профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения;
– организация работы городских и районных отделов занятости по выполнению федеральных, межрегиональных, территориальных, городских и районных программ содействия занятости населения;
– определение основных направлений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан с учетом потребностей рынка труда, формирование или использование имеющейся учебно-производственной базы для реализации указанных целей;
– заключение договоров с общеобразовательными учреждениями на профессиональное обучение безработных граждан;
– содействие в опережающем профессиональном обучении высвобождаемых работников;
– содействие в развитии и поддержке малого бизнеса, организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости.
Финансирование мероприятий, осуществляемых службой занятости, до 2001 г. велось за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, который являлся внебюджетным социальным фондом и федеральной государственной собственностью. В соответствии с законодательством он формировался за счет следующих источников: обязательных страховых взносов работодателей; обязательных страховых взносов с заработка работающих; ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных; других поступлений, включая штрафные санкции. Однако Государственный фонд занятости населения Российской Федерации был ликвидирован. В настоящее время мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан являются расходными обязательствами Российской Федерации и финансируются за счет средств федерального бюджета. Дополнительные средства для финансирования указанных мероприятий могут быть также получены из внебюджетных источников.
Становление рыночных отношений способствует созданию и развитию негосударственных структур по содействию занятости населению и подбору кадров, которые условно можно разделить на коммерческие организации, имеющие целью получение прибыли; учреждения, которые не преследуют коммерческих целей (при учебных заведениях, при профсоюзах, при ассоциациях работодателей, при религиозных организациях и др.). К основным видам услуг относятся: трудоустройство граждан, подбор персонала, лизинг персонала, оценка персонала, трудоустройство сокращенного персонала организации-заказчика, обзор зарплат на различные должности, внесение информации в базу данных, тренинги, ярмарки вакансий и др. Данные организации на рынке труда способствуют удовлетворению потребностей предприятий в тех или иных специалистах (как правило, такие услуги осуществляются за плату, взимаемую с предприятий); кроме того, они помогают гражданам подобрать подходящую работу. Большинство из них — межпрофессиональные организации, работающие со всеми категориями граждан. Некоторые оказывают услуги определенным категориям граждан (молодежи, женщинам), по конкретному виду занятости (подбор на полную, неполную, временную занятость), по определенным профессиональным и квалификационным признакам.
В настоящее время нужна всесторонняя оценка эффективности функционирования службы занятости, которая может быть дана на основе использования системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты ее работы (ежеквартально, нарастающим итогом).
При этом соответствующая методика должна строиться на следующих принципах:
– охвате всех направлений деятельности службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;
– ограниченности количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;
– сквозном характере оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности служб занятости различного уровня;
– комплексности и едином подходе к расчету показателей, однозначности их толкования;
– полной адекватности и объективности оценочных показателей;
– использовании действующих форм учета и отчетности.
Государственная служба занятости населения
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;
2) органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные в соответствии с п. 1 ст. 7.1 ФЗ О занятости полномочия;
3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
5) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами РФ;
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения относятся:
1) разработка и реализация государственной политики, принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в сфере занятости населения;
2) разработка и реализация федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;
3) установление норм социальной поддержки безработных граждан;
4) разработка и реализация мер активной политики занятости населения, за исключением мер, реализация которых отнесена к полномочиям РФ, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ;
5) мониторинг состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда;
6) формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
7) определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
8) информирование о положении на рынке труда в РФ, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
9) формирование средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан и контроль за целевым использованием указанных средств;
10) координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости;
11) осуществление надзора и контроля за соблюдением и исполнением законодательства РФ о занятости населения;
12) обобщение практики применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения в РФ.
2. Правительство РФ в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах РФ вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов РФ.
Для реализации указанных мероприятий Правительство РФ вправе осуществлять резервирование в составе федерального бюджета бюджетных ассигнований, используемых в порядке, определяемом Правительством РФ.