«МК на Сахалине» рассказывает о знаменательных событиях в истории Сахалина и Курил, которые произошли 19 апреля.
В 1991 году создано Агентство государственной службы занятости населения Сахалинской области.
Государственная служба занятости населения была образована в апреле 1991 года в соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации». В это же время создана служба занятости населения на территории Сахалинской области. Первый безработный в Сахалинской области, с правом получения пособия по безработице, был официально зарегистрирован Южно-Сахалинским городским центром занятости населения 25 июня 1991 года.
С 1991 года в органы службы занятости области обратились более 1,5 миллиона граждан, не имеющих работы. За эти годы служба превратилась в четко организованную структуру, регулирующую рынок труда Сахалина и Курил. За период с 1996 года центрами занятости проведено 3,2 тысячи ярмарок вакансий различной тематической направленности. Активно проводились ярмарки образовательных услуг для молодежи, акции «Шанс молодым», «Дни открытых дверей», «Дни выпускника», в которых приняли участие 4,2 тысячи человек. На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с целью дальнейшего трудоустройства направлено 27,3 тысячи безработных граждан.
Южно-Сахалинский центр занятости населения оказывает содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности, услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Особое внимание уделяется трудоустройству подростков, нуждающихся в социальной защите государства: сирот, детей из неполных и многодетных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на профилактическом учете. С 2009 года в области реализуется антикризисная Программа поддержания занятости населения. Для обеспечения доступности и открытости информации в агентстве, во всех центрах занятости установлены сенсорные информационные киоски, приобретенные по программе «Электронный Сахалин», наполненные правовой информацией, а также полным банком вакансий по региону.
Совершенствуются формы сотрудничества с работодателями. В тестовом режиме по программе «Электронный работодатель» работает Южно-Сахалинский центр занятости.
В нынешних условиях служба занятости населения — это эффективно работающая и востребованная населением и работодателями структура, непосредственно участвующая в процессе государственного регулирования рынка труда области.
В этот день, 19 апреля, в 1958 году вышла в эфир первая радиопередача в городе Поронайске.
В апреле 1958 года жители Поронайска впервые услышали по радио подборку местных новостей. Программа рассказывала о трудовых успехах коллективов рыбокомбината, цементного завода и моторно-рыболовецкой станции.
По радио были переданы производственные информации о трудовых успехах коллективов рыбокомбината, цементного завода, моторно-рыболовецкой станции. Затем диктор рассказал о шефской помощи предприятий города колхозам в заготовке и вывозке торфа, в подготовке к весенней посевной кампании. Было объявлено о времени выхода радиопередач в эфир и утверждении бюро обкома КПСС состава редакции местного радиовещания.
Также в этом месяце
На территории в рамках нацпроекта «Демография» с 2021 года реализуется региональный проект «Содействие занятости». Он работает сразу по нескольким направлениям. Одним из таких является создание дополнительных мест в детских садах для малышей в возрасте от полутора до трех лет. Такая мера позволяет мамам вернуться к работе через непродолжительное время. В регионе в этом направлении достигли 100% результат по итогам 2022 года. Причем дополнительные места создавались за счет предоставления мест в частных дошкольных учреждениях и строительства новых детских садов.
Еще одним направлением проекта является повышение эффективности службы занятости. Внедрена единая система требований к организации деятельности отделений. Изменения направлены на более комфортные условия для клиентов. В рамках проекта отделение ремонтируют и модернизируют. Кроме того, формируется эффективная модель взаимодействия населения с работодателями.
В этом году модернизация пройдет в Шекснинском и Тотемском отделениях занятости. Также планируется отремонтировать ОЗН в и . Отметим, что работы пройдут за счет средств областного бюджета. Сообщает ИА «СеверИнфо».
В рамках национального проекта «Демография» на территории Вологодской области реализуется региональный проект «Содействие занятости». Одним из мероприятий регионального проекта является повышение эффективности службы занятости путем внедрения единых требований к организации деятельности отделений КУ ВО «Центр занятости населения Вологодской области». Цель мероприятия – создание кадровых центров нового типа, в которых соискатели и работодатели получают комплекс услуг в сфере занятости с использованием современных подходов и технологических инноваций. Региональный проект направлен на повышение эффективности службы занятости путем внедрения единых требований к организации деятельности отделений КУ ВО «Центр занятости населения Вологодской области» (далее – отделения центра занятости населения), утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Внедрение единых требований предусматривает: текущий и капитальный ремонт зданий и помещений отделений центра занятости населения, в которых реализуются проекты по модернизации; оснащение рабочих мест работников отделений центра занятости населения, в которых реализуются проекты по модернизации, включающее обеспечение уровня комфортности; внедрение фирменного стиля оформления отделений центра занятости населения, в которых реализуются проекты по модернизации, в том числе изготовление полиграфической продукции, предназначенной для информирования граждан и работодателей об услугах и мерах поддержки, предоставляемых в отделениях центра занятости населения, в которых реализуются проекты по модернизации, в средствах массовой информации, изготовление и установка средств навигации, табличек и вывесок, обеспечение работников отделений центра занятости населения, в которых реализуются проекты по модернизации, униформой; внедрение принципов и инструментов бережливого производства, оптимизацию процессов, разработку и внедрение технологических схем предоставления услуг с учетом жизненных ситуаций граждан и бизнес-ситуаций работодателей; разработка, внедрение и организационно-методическое сопровождение функционирования автоматизированных информационных систем, задействованных в деятельности отделений центра занятости населения, в которых реализуются проекты по модернизации, создание и обеспечение работы каналов связи (за исключением их текущего содержания), используемых отделений центра занятости населения, в которых реализуются проекты по модернизации, защищенных в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере защиты информации; формирование системы контроля и оценки качества предоставления государственных услуг в отделениях центра занятости. С 2021 по 2024 годы планируется создание четырех современных кадровых центров. В рамках мероприятия планируется переоборудовать отделения занятости по единому стандарту с более комфортными условиями для клиентов. Модернизация предполагает не только ремонт помещений, но и формирование новой эффективной модели взаимодействия с гражданами и работодателями. В настоящее время в регионе на 2021-2024 годы приказом Департамента труда и занятости населения области от 5 марта 2021 года № 63 определены четыре пилотных отделения занятости населения: Отделение занятости населения по Грязовецкому району, Отделение занятости населения по городу Вологде и Вологодскому району, Отделение занятости населения по городу Череповцу и Череповецкому району, Отделение занятости населения по Тотемскому району. В текущем году мероприятие выделено 20 млн. рублей, из них 96 % – средства федерального бюджета. В настоящее время КУ ВО «ЦЗН Вологодской области» проводится работа по уточнению перечня закупок для реализации данного основного мероприятия. Уточнение плана-графика закупок планируется завершить до 1 апреля 2021 года. Проведение конкурсных процедур закупок планируется во 2 квартале 2021 года.
Новости соседних регионов по теме
3 марта 2021 года специалисты отделения занятости населения по Устьянскому району провели встречу со студентами выпускных групп Устьянского индустриального техникума с целю презентация нового проекта Архангельского облас09:50 13.03.2021 Устьянский индустриальный техникум
В Рубцовске модернизируют службу занятости
На ежегодном совещании в Правительстве Алтайского края подвели итоги работы в сфере труда и занятости населения в 2020 году и наметили задачи на 2021 год.09:30 12.03.2021 Rubtsovsk.Info
Фото пресс-служба судов Вологодской области
Завтра в Вологде вынесут приговор череповецкой активистке Елене Воеводиной.
Череповчанка, которая в марте прошлого года поскользнулась во дворе жилого дома, отсудила у ТСЖ полмиллиона рублей.
Проект « Финансовая грамотность в стихах и песнях » реализуется в Кирилловском комплексном центре с 2022 года.
Департамент Соцзащиты населения
Сегодня в 12 часов 18 минут поступило сообщение о пожаре в посёлке Дорожный, что под Вологдой.
МЧС Вологодской области
Фото архив Череповец-поиск
Пожар унес жизнь еще одного жителя Вологодской области.
18-летний вологжанин решил вынести из магазина алкоголь и может получить реальный уголовный срок.
Фото со страницы Олега Кувшинникова
В стационар Вологодской городской больницы №2 вышел на работу выпускник киргизского университета хирург Бектур Эргешов.
Об этом 18 апреля сообщает федеральный портал «Стопкоронавирус.рф», на котором ежедневно публикуют данные об эпидситуации в регионах России.
19 апреля — бесплатный день посещения музея-заповедника и его филиалов для школьников, студентов и жителей Вологодской области.
В актовом зале Университета ФСИН России встретились курсанты творческих коллективов двух образовательных организаций уголовно-исполнительной системы.
Вологодский институт права и экономики ФСИН России
Газета Череповецкая истина
На территории Вологодской области в рамках нацпроекта «Демография» с 2021 года реализуется региональный проект «Содействие занятости». Он работает сразу по нескольким направлениям. Одним из таких является создание дополнительных мест в детских садах для малышей в возрасте от полутора до трех лет. Такая мера позволяет мамам вернуться к работе через непродолжительное время. В регионе в этом направлении достигли 100% результат по итогам 2022 года. Причем дополнительные места создавались за счет предоставления мест в частных дошкольных учреждениях и строительства новых детских садов.
В этом году модернизация пройдет в Шекснинском и Тотемском отделениях занятости. Также планируется отремонтировать ОЗН в Череповце и Череповецком районе. Отметим, что работы пройдут за счет средств областного бюджета. Сообщает ИА «СеверИнфо».
Похожие новости
— Анна, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, в чем заключается суть программы «Бесплатное обучение»?
— «Бесплатное обучение» — это федеральный проект, в рамках которого граждане по всей России, всех субъектов Российской Федерации могут принять участие, бесплатно обучиться, получить свидетельство и новую профессию и в дальнейшем трудоустроиться и открыть новое дело.
— Наверняка есть критерии для участников программы?
— Есть категории граждан, которые имеют приоритетное право участия в этом проекте. Это категория 50+, молодежь до 35 лет — максимально масштабная категория, мамы в отпуске по уходу за ребенком и женщины, не состоящие в трудовых отношениях — то есть, безработные на данный момент.
— По каким компетенциям можно освоить новые знания?
— Самые популярные компетенции в островном регионе, конечно. Это в первую очередь сфера услуг: парикмахерское искусство, поварское дело, кондитерское дело, ресторанный сервис и так далее. Если затрагивать строительную отрасль, это сварочные технологии, плотницкое и столярное дело. Если больше углубляться в IT сферу, это веб-технологии, графический дизайн, интернет-маркетинг и так далее.
— Когда обучающий процесс закончится, выпускник получает какое-то свидетельство, диплом или сертификат?
— Разумеется. По итогам освоения курсов и сдачи квалификационного испытания обучающая организация выдает свидетельство государственного образца с присвоением разряда и профессии либо удостоверение о повышении квалификации. Если программа курса длится 256 часов, участники программы получают диплом.
— Данное обучение поможет как-то предприятиям для кадрового обеспечения в дальнейшем?
— Конечно, мы постоянно получаем запросы от предприятий Сахалинской области. Работодатели озвучивают потребность в специалистах, которая у них есть — как правило, это определенное количество людей определенной сферы. Мы набираем этих людей благодаря сотрудничеству с центром занятости, обучаем их. А в дальнейшем они трудоустраиваются в эту компанию, работают и строят карьеру.
— Расскажите, куда нужно обращаться и как подать заявку на обучение?
— Заявку можно подать на интернет-портале Роструда «Работа в России». Это основной ресурс проекта. Либо можно позвонить по номеру телефона: 311-416. Я проконсультирую каждого, кто заинтересован в повышении квалификации.
— А прямо сейчас в рамках программы «Бесплатное обучение» ведется набор слушателей?
— На данный момент времени ведется активный набор на поварское дело. Это повышение квалификации на 5-й разряд поваров ресторанов либо кафе, в том числе ресторанный сервис по профилю «Барменское дело». Набирается поток на столярные работы, сварочные технологии, ремонт и обслуживание легковых автомобилей, бухгалтерский учет в том числе. Большое количество направлений у нас сейчас открыто — жители Сахалинской области могут обучиться до конца года.
— Есть ли какие-то успешные личные истории от тех, кто уже прошел обучение?
— Конечно! Их масса. Самая популярная категория — граждане в возрасте 50+. Они чаще всего посещают компетенции по поварскому и кондитерскому делу, а потом открывают личный бизнес. У нас есть гражданка, которая открыла собственную пекарню и сейчас развивает ее активным образом в Сахалинской области. Также мы выпустили плотников возрастной категории 50+, которые также открыли собственное дело и оказывают услуги населению.
— Какие люди чаще всего к вам приходят, молодые или в преклонном возрасте?
— В основном пока записываются островитяне в преклонном возрасте, потому что категория «Молодежь» у нас появилась только в 2022 году. Молодые жители островного региона, конечно, тоже активно участвуют в нашей образовательной программе, но более ответственными являются граждане старшего поколения.
— А случается ли, что граждане преклонного возраста приходят на компетенции, которые больше свойственны молодой части населения?
— Конечно, есть такое, причем довольно часто. У нас были женщины в возрасте 50+, которые обучались на направлении «Графический дизайн». В принципе, они довольны и успевали гораздо больше, чем юноши и девушки.
— То есть, сейчас, после проведения всех этих обучающих моментов, мы можем сказать с уверенностью, что люди получают очень хорошие компетенции, могут себя грамотно проявлять и теперь находятся на другом уровне жизни?
— Абсолютно верно. Сахалинцы и курильчане повышают свою квалификацию. Соответственно, они становятся более востребованными на рынке труда.
— С какими предприятиями вы сотрудничаете сейчас? Где обучающиеся могут пройти практические занятия и потом трудоустроиться?
— Компаний, которые заинтересованы в подготовке кадров, очень много. Мы сотрудничаем с большим количеством предприятий разных отраслей. Если судить по 2021 году, у нас активное участие в этом проекте принимает «Первая розничная компания». В прошлом году мы обучали пекарей. Приезжий эксперт международного класса из программы WorldSkills обучал будущих хлебопеков сразу на предприятии. Эта работа проводилась в том числе в рамках данного проекта под запрос бизнеса, где они в дальнейшем трудоустраивались. Также гостиница «Мегапалас» и множество других отелей, которые присутствуют у нас в Сахалинской области, участвуют в данном проекте для повышения квалификации действующих сотрудников. И это далеко не полный список. Бизнес заинтересован в подготовке квалифицированных кадров под свои нужды, поэтому мы рады такому сотрудничеству. Надеемся, оно будет только расширяться.
21 октября 2022, пятница
29 апреля 2022, пятница
20 марта 2019, среда
3 января 2019, четверг
31 марта 2018, суббота
15 декабря 2017, пятница
4 апреля 2017, вторник
28 января 2017, суббота
28 января 2017, Вопросы производительности труда и поддержки занятости
О распределении в 2017 году субсидий на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов
Распоряжение от 28 января 2017 года №123-р. В рамках госпрограммы «Содействие занятости населения». Субсидии в размере 203,3 млн рублей распределены между бюджетами 14 субъектов Федерации. Это позволит привлечь в 2017 году 1183 работника организаций, участвующих в реализации 62 инвестиционных проектов в Камчатском, Красноярском, Пермском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Архангельской, Вологодской, Липецкой, Магаданской, Новосибирской, Сахалинской и Ульяновской областях, Чукотском автономном округе.
27 апреля 2016, среда
27 апреля 2016, Вопросы производительности труда и поддержки занятости
О распределении субсидий на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов
Распоряжение от 23 апреля 2016 года №767-р. В рамках госпрограммы «Содействие занятости населения». Субсидии в размере 258,1 млн рублей распределены между бюджетами девяти субъектов Федерации. Это позволит привлечь в 2016 году 1630 работников организаций, участвующих в реализации 50 инвестиционных проектов в Камчатском, Красноярском, Пермском, Приморском краях, Калужской, Липецкой, Мурманской, Новосибирской, Ульяновской областях.
10 марта 2016, четверг
11 ноября 2015, среда
19 октября 2015, понедельник
30 июля 2015, четверг
8 июня 2015, понедельник
13 июня 2014, пятница
24 апреля 2014, четверг
15 апреля 2014, вторник
19 июня 2013, среда
22 ноября 2012, четверг
Календарь
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
Раздел VII «Социальные гарантии и компенсации» настоящего Закона (статьи 30 — 40) вводится в действие с 1 июля 1991 г.
Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г. N 18 ст. 566, в Бюллетене нормативных актов РСФСР, 1992 г., N 1, с. 4 — 18
Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 октября 2016 г. N 19-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они позволяют засчитывать срок военной службы по призыву в период перерыва в трудовой деятельности в целях определения размера пособия по безработице гражданам, которые до увольнения в связи с призывом на военную службу имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей)
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. N 2-П абзац десятый статьи 2 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ) признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он препятствует признанию безработными членов жилищного накопительного кооператива как учредителей (участников) некоммерческой организации
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 22 октября 2009 г. N 15-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи 32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 настоящего Закона в той мере, в какой ими не обеспечивается начисление пособия по безработице и возможность назначения пенсии до достижения установленного законом пенсионного возраста на равных основаниях для граждан, до увольнения работавших по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем, и граждан, уволенных из организаций, при том что иные определенные законом условия в равной мере соблюдены, признаны не соответствующими Конституции РФ
Проведение активной государственной политики занятости населения в Российской Федерации осуществляется путём подготовки и реализации федеральной и региональных программ содействия занятости населения, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда, с учетом прогноза его социально-экономического развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные традиции, специфика экономического и социального развития.
Программы содействия занятости населения разрабатываются соответствующими органами государственной службы занятости с привлечением при необходимости других структур (например, органов статистики, налоговой службы) на основе анализа и прогноза рынка труда. В переходный период такие программы, как правило, носят краткосрочный характер.
Главная цель Федеральной программы содействия занятости населения – формирование благоприятных условий для занятости населения.
Реализация программы может осуществляться по следующим основным направлениям:
1) повышение инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест;
2) реформирование профессиональной подготовки новой рабочей силы;
3) совершенствование внутрипроизводственного обучения;
4) профессиональное обучение безработных граждан;
5) усиление профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан, ищущих работу;
6) профилактика дискриминации на рынке труда;
7) повышение эффективности государственной политики на региональных рынках труда;
8) регулирование трудовой миграции, содействие занятости беженцев;
9) обеспечение занятости населения, проживающего в сельской местности;
10) содействие развитию предпринимательской инициативы граждан;
11) содействие занятости наиболее уязвимых на рынке труда групп населения;
12) поддержка доходов безработных граждан.
Все содержащиеся в программе меры в области содействия занятости населения вопреки тому, что ее действие обычно продолжается несколько лет, рассчитаны на многие годы.
На основе Федеральной программы разрабатываются региональные программы занятости. Они определяют основные направления государственной политики занятости и представляют собой механизм государственного воздействия на региональном уровне.
Условно региональные программы можно разделить на три уровня.
1. Республиканская программа занятости населения. Содержит совокупность организационных, материально-технических и финансовых мероприятий, которые могут быть реализованы только на этом уровне (например, стимулирование создания рабочих мест в отдельных районах).
2. Краевая (областная) программа занятости населения. Определяет мероприятия по регулированию рынка труда на более низком уровне административно-территориального деления (выделение городов, районов приоритетного развития).
3. Районная (городская) программа занятости населения. Представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем (рынка труда) отдельных граждан и работодателей. Данные программы отличаются детальностью, определённостью и конкретностью (совокупность мер, которые можно выполнить только при использовании своих ресурсов).
Основные цели и задачи таких программ – повышение эффективности и качества работы, смягчение последствий длительной безработицы, обеспечение целевой поддержки безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Всеми городскими и районными отделениями службы занятости разрабатываются, утверждаются и реализуются соответствующие территориальные программы содействия занятости населения.
Ключевыми принципами формирования таких программ являются:
– принцип целевой ориентации (предполагается предварительное формирование целей государственной политики занятости в регионе, на достижение которых должны быть направлены мероприятия программы);
– принцип комплексности (учитывается весь комплекс проблем, связанных с проблемами занятости населения в регионе и состоянием регионального рынка труда в целом);
– принцип сопряженности (намеченные мероприятия по регулированию занятости населения сопрягаются с другими мероприятиями, разрабатываемыми и реализуемыми в рамках социально-экономической политики в регионе);
– принцип конкретности (учитываются конкретные показатели социально-экономического развития региона и их влияние на уровень занятости);
– принцип реальности (при планировании мероприятий исходят из возможности их финансового, материально-технического и организационного обеспечения на основе преимущественно собственных ресурсов);
– принцип эффективности (обеспечение наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов);
– принцип оптимальности (обеспечение оптимального соотношения между активными и пассивными средствами политики занятости);
– принцип приоритетности (мероприятия программы в условиях ограниченности финансовых ресурсов подлежат ранжированию по степени неотложности их выполнения);
– принцип предельно допустимого уровня безработицы (превышение допустимого уровня безработицы приводит к резкому росту напряженности и негативным социально-экономическим последствиям, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации);
– принцип адресности (мероприятия, предусмотренные программой, и соответствующие ресурсы разделяются по структурам, отвечающим за их реализацию);
– принцип управляемости (специальная система управления разработкой и реализацией программы занятости);
– принцип взаимосвязанности всех разделов и мероприятий программы.
Типовая региональная программа содействия занятости, обеспечивающая реализацию указанных ключевых принципов, может состоять из нескольких разделов.
Паспорт программы содействия занятости населения.
Введение: формируются концептуальные подходы к обеспечению занятости населения.
Раздел 1. Анализ и перспективы социально-экономического положения региона с учётом структурных преобразований.
Раздел 2. Рынок труда и занятость населения (в разрезе основных социально-демографических групп), перспективы развития.
Раздел 3. Содействие в трудоустройстве.
Раздел 4. Программа сохранения и создания новых рабочих мест.
Раздел 5. Содействие развитию предпринимательской инициативы.
Раздел 6. Профессиональная ориентация, подготовка и переобучение незанятого и высвобождаемого населения.
Раздел 7. Организация общественных работ.
Раздел 8. Основные меры обеспечения занятости отдельных категорий населения, требующих особого внимания (с ограниченной трудоспособностью, уволенных с военной службы и членов их семей, молодежи, женщин, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания).
Раздел 9. Действия в условиях критической ситуации на рынке труда.
Раздел 10. Совершенствование управления занятостью населения в регионе.
Раздел 11. Первоочередные меры обеспечения занятости населения на очередной год.
Раздел 12. Ресурсное обеспечение программы занятости.
Раздел 13. Эффективность обеспечения программы.
Раздел 14. Контроль за реализацией программы.
Для более успешного выполнения целей и задач программы содействия занятости могут разрабатываться отдельные подпрограммы и проекты, позволяющие конкретизировать и одновременно расширить практическую сферу деятельности службы занятости, создать более целостную картину проблем, возникающих на рынке труда.
Конструкция «государственная политика содействия занятости населения» имеет в своей основе ряд смысловых блоков. Во-первых, речь идет о государственной деятельности, которая осуществляется либо гражданами непосредственно (референдум, выборы), либо уполномоченными государственными органами (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные исполнительные органы специальной компетенции, федеральные суды, высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов) субъектов Российской Федерации, региональные органы законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти). Участие в этой деятельности принимают также иные субъекты политической системы, в особенности политические партии. Во-вторых, эта деятельность имеет весьма четкую цель: содействие занятости населения, т.е. принятие государством ряда мер, направленных на реализацию гражданами их способностей к общественно-полезному труду, к получению ими достойного заработка, в конечном итоге – их социально-экономических прав, гарантированных Конституцией РФ и законами. Предполагается, что граждане сами предпринимают необходимые усилия по обеспечению себя доходом, прибылью, заработной платой и т.п., однако это не снимает с государства публично-правовой обязанности всемерно заботиться о занятости населения и, в целом, проводить эффективную социально-экономическую политику.
Итак, понятие государственной политики содействия занятости населения, следует определить как деятельность уполномоченных государственных органов, в которой принимают участие граждане и их объединения, направленную на реализацию конституционного права граждан на труд и защиту от безработицы. Эта позиция, во-первых, опирается на положения статей 2 и 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации; во-вторых, позволяет подчеркнуть верховенство права по отношению к деятельности государственных органов; в-третьих, четко формулирует цель государственной политики содействия занятости населения и ее важнейшие приоритеты; в-четвертых, указывает на имеющиеся правоограничения, систему обеспечительных мер и ответственности.
Государственная политика в сфере занятости населения — это упорядоченная система мероприятий, направленных на создание в обществе условий, которые позволят соответствующим субъектам реализовать свою способность к труду и получить вознаграждение за труд, в том числе путем вступления в трудовые отношения в качестве работника. Развитие государственной политики в социальной сфере, в том числе в сфере труда, связано с развитием идеологии правового государства. Со второй половины 19 в. в государственно-правовой сфере начинается пересмотр круга тех прав, которые рассматриваются в качестве неотъемлемых субъективных прав человека и гражданина. В число таких новых прав входит и право человека на достойное человеческое существование (в России указанное право впервые обосновал русский философ Владимир Соловьев). Соответственно возникла необходимость в существенном расширении функций, выполняемых в обществе государством. Государство, которое осуществляет активное воздействие на происходящие в обществе процессы именуется социальным государством. В Конституции РФ в ст. 7 Россия определена как социальное государство.
Государственная политика в сфере занятости является частью социальной политики государства. Ее целью является создание такой ситуации на рынке труда, при которой спрос на труд и его предложение реализовывались бы в кратчайшие сроки, и при этом заинтересованные субъекты имели бы возможность свободного выбора контрагента в своих будущих отношениях.
В ч. 3 ст. 37 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на защиту от безработицы. Тем самым на государство возлагается обязанность обеспечить условия для реализации данного права. Конвенция №122 МОТ «О политике в области занятости» определяет в качестве целей этой политики обеспечение того, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу; чтобы такая работа была как можно более продуктивной; чтобы существовала свобода выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного происхождения или социального происхождения.
Согласно ст. 5 Закону РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Такая политика направлена на:
— развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
— обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
— создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
— поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
— осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);
— предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
— поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
— объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
— координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
— координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
— международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
Важную роль в содействии проведению государственной политики занятости населения имеют работодатели. В частности работодатели оказывают такое содействие в форме:
— соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;
— оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;
— создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;
— разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
— соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;
— трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
Серьезной гарантией реализации политики государства в сфере занятости являются следующие обязанности работодателя:
1) при принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (в соответствии со статьей 82 Трудового кодекса РФ критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных тарифных соглашениях);
2) при введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий;
3) работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
— сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
— информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.
В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину. Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости. Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда.
3. Государственные программы содействия занятости населения
Проведение активной государственной политики занятости населения в Российской Федерации осуществляется путём подготовки и реализации федеральной и региональных программ содействия занятости населения, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда, с учетом прогноза его социально-экономического развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные традиции, специфика
экономического и социального развития.
Программы содействия занятости населения разрабатываются соответствующими органами государственной службы занятости с привлечением при необходимости других структур (например, органов статистики, налоговой службы) на основе анализа и прогноза рынка труда. В переходный период такие программы, как правило, носят краткосрочный характер.
Главная цель Федеральной программы содействия занятости населения – формирование благоприятных условий для занятостинаселения. Реализация программы может осуществляться по следующим основным направлениям:
На основе Федеральной программы разрабатываются региональные программы занятости. Они определяют основные направлениягосударственной политики занятости и представляют собой механизм государственного воздействия на региональном уровне.
1. Республиканская программа занятости населения. Содержит совокупность организационных, материально-технических и финансовых мероприятий, которые могут быть реализованы только на этом уровне (например, стимулирование создания рабочих мест в отдельных районах).
2. Краевая (областная) программа занятости населения. Определяет мероприятия по регулированию рынка труда на более низком уровне административно-территориального деления (выделение городов, районов приоритетного развития_
3. Местная программа занятости населения. Представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем рынка труда на территории отдельного муниципального образования
Основные цели и задачи таких программ – повышение эффективности и качества работы, смягчение последствий длительной безработицы, обеспечение целевой поддержки безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Всеми городскими и районными отделениями службы занятости разрабатываются, утверждаются и реализуются соответствующие территориальные программы содействия занятости населения.
Типовая региональная программа содействия занятости,обеспечивающая реализацию указанных ключевых принципов, может состоять из нескольких разделов.
Введение: формируются концептуальные подходы к обеспечению занятости населения.
Раздел 4. Программа сохранения и создания новых рабочих мест. Раздел 5. Содействие развитию предпринимательской инициативы. Раздел 6. Профессиональная ориентация, подготовка и переобучение
Раздел 9. Действия в условиях критической ситуации на рынке труда. Раздел 10. Совершенствование управления занятостью населения в
Раздел 11. Первоочередные меры обеспечения занятости населения на очередной год.
В настоящее время нужна всесторонняя оценка эффективности функционирования службы занятости, которая может быть дана на основе использования системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты ее работы (ежеквартально, нарастающим итогом). При этом соответствующая методика должна строиться на следующих принципах:
– охвате всех направлений деятельности службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;
– ограниченности количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;
– сквозном характере оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности служб занятости различного уровня;
– комплексности и едином подходе к расчету показателей, однозначности их толкования;
– полной адекватности и объективности оценочных показателей;
– использовании действующих форм учета и отчетности.