ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА КОНСУЛЬТАНТА

Что представляет собой та научно-практическая база, на которой строится профессиональная подготовка психолога-консультанта?

Чем отличается практическая работа психолога-консультанта от научно-исследовательской работы ученого-психолога и учебной деятельности преподавателя психологии?

Каким образом повышается профессиональная квалификация психолога-консультанта и для чего это необходимо делать?

Каковы основные направления повышения квалификации консультанта-психолога?

Чтобы оказывать людям помощь в качестве психолога-консультанта, не обязательно иметь высшее образование. Но необходим диплом о профессиональной переподготовке — документ установленного образца, дающий право на такое консультирование. И не обязательно учиться очно — достаточно пройти курсы в лицензированной онлайн-школе, которая имеет право выдавать психологам-консультантам документы, имеющие юридическую силу.

Последнее обновление: 21 августа 2023 года.

Мы отобрали лучшие платные и бесплатные курсы по психологии. Первые позволят вам получит диплом и начать консультационную практику. Вторые — помогут понять, подходит ли вам специальность психолога-консультанта, или расширить знания, которые вы уже имеете. Мы поддерживаем подборку актуальной и обновляем информацию минимум 1 раз в месяц.

Здесь вы изучите методы современной психологии и получите навыки психологического консультирования. В курсе 9 блоков, некоторые темы: «Практическая психодиагностика», «Гештальт-терапия», «Диагностика пограничных расстройств» и другие. Последний блок обучения посвящен продвижению психолога. Курс длится 27 недель, уроки проходят в формате «живых» вебинаров и видеолекций.

Особенности и преимущества школы:

Курс профпереподготовки позволит получить диплом всего за 3 месяца. В процессе вы освоите навыки психологического консультирования и сможете полностью погрузиться в сферу, начав собственное дело.

Программа обучения включает 17 блоков, в рамках которых рассматриваются виды, этика и методы консультирования, основы делового общения, способы психологического воздействия, психология бизнеса. Но начать обучение смогут только те студенты, которые уже имеют дипломы техникумов или университетов.

ТОП-7 курсов для получения профессии «Психолог-консультант» в 2023 году

Любой из курсов, описанных ниже, даст вам возможность профессионально консультировать клиентов на законных основаниях.

Что включает в себя профессиональная подготовка психолога-консультанта

Профессиональная
подготовка психолога-консультанта
включает в себя, кроме обязательной для
любого психолога общеобразовательной
научной подготовки (в нее входит минимум
научных знаний, необходимых профессиональному
психологу любого профиля), также и
освоение ряда разделов психологии,
предполагающих специализацию в
соответствующей профессиональной
области, в данном случае – в области
психологического консультирования.
Эти специальные направления профессиональной
подготовки психолога-консультанта
следующие:

1. Изучение
подготовительного этапа психологического
консультирования.

2. Освоение информации
о содержании работы психолога-консультанта.

3. Овладение методами
работы психолога-консультанта с клиентом.

4. Ознакомление с
особенностями проведения психологического
консультирования в следующих специальных
областях: семейное консультирование,
деловое консультирование,
психолого-педагогическое консультирование,
интимно-личностное консультирование.

5. Работа
психолога-консультанта под руководством
более опытного психолога-консультанта–супервизора.

Изучение процесса
подготовки работы психологической
консультации включает в себя внимательное
ознакомление с комплексом организационных
вопросов, включая выбор области
консультирования, начала работы
консультации и т.д.

Среди тех конкретных
задач, которые в практическом плане
должен уметь решать психолог-консультант,
могут быть названы следующие:

• Определение
круга потенциальных клиентов –
посетителей психологической консультации,
их возможных проблем в зависимости от
содержания работы психологической
консультации и от тех профессиональных
требований, которые могут быть предъявлены
к работающим в консультации психологам.

• Подбор кадров
психологов и обслуживающего персонала
для работы в психологической консультации.
Проведение с кадрами специальной
подготовительной работы по ознакомлению
с условиями работы и обязанностями, с
организацией взаимодействия друг с
другом, с правилами работы консультации.

• Подготовка
материальной базы и документации для
начала практической работы консультации.

• Подготовка и
распространение информации о работе
консультации среди потенциальных
клиентов.

Знакомство с
организацией работы психологической
консультации включает в себя также
освоение того, как создается психологическая
консультация, что входит в минимум
необходимого для нее оборудования,
каков оптимальный режим работы
психологической консультации и
психолога-консультанта, какой должна
быть обстановка в психологической
консультации во время ее работы и ряд
других вопросов.

Знакомство
начинающего специалиста с содержанием
работы психолога-консультанта в свою
очередь предполагает следующее.
Во-первых, ознакомление с тем, что
представляет собой психологическое
консультирование, в чем заключается
его отличие от других видов практической
деятельности психолога. Во-вторых,
выяснение того, что должен знать и уметь
делать психолог-консультант, чтобы на
достаточно высоком уровне справляться
со своими профессиональными обязанностями.
В-третьих, ознакомление с основными
видами психологического консультирования,
с главными требованиями, предъявляемыми
к ним. В-четвертых, знание условий работы
психолога-консультанта.

Освоение методов
работы психолога-консультанта предполагает
овладение начинающим психологом-консультантом
приемами общения с клиентами, методами
психодиагностики, используемыми в
практике психологического консультирования.
Эти приемы и методы должны быть освоены
будущим психологом-консультантом
практически, в ходе соответствующих
специальных занятий. В число таких
приемов и методов входят, в частности,
методы прямого психотерапевтического
воздействия психолога-консультанта на
клиента.

Необходимость
изучения особенностей проведения
психологического консультирования в
разных областях связана с тем что,
во-первых, интимно-личностное, семейное,
деловое и психолого-педагогическое
консультирование – это разные вещи,
во-вторых, психолог-консультант не в
одинаковой степени занимается данными
видами консультирования и, обращаясь
к ним время от времени, должен, тем не
менее, сохранять свою профессиональную
квалификацию во всех указанных областях.
К тому же в этих сферах психологического
консультирования существует множество
частных, довольно тонких и сложных
специфических вопросов, познание которых
требует долгого времени, а успешное
практическое решение – твердых умений
и навыков.

Работа в роли
практикующего психолога-консультанта
под руководством более опытного
специалиста необходима психологу-консультанту
для приобретения профессионального
опыта и овладения на практике необходимыми
умениями и навыками. Этому всему гораздо
легче научиться на опыте других, чем в
результате прослушивания лекций и
чтения книг. Кроме того, в практической
работе психолога-консультанта нередко
возникает множество неожиданных
вопросов, которые невозможно заранее
предусмотреть и в ходе учебной деятельности
получить на них удовлетворительные
ответы. Умения вырабатываются практически
в ходе подражания профессиональной
работе других, это же сводит к минимуму
возможные ошибки, которые в своей работе
может допустить начинающий
психолог-консультант. Функция супервизора,
которую выполняет более опытный
психолог-консультант, в данном случае
заключается в том, чтобы не только
подготовить малоопытного психолога к
самостоятельной работе, но и квалифицированно
оценить степень его готовности к такой
работе.

Профессиональная подготовка психолога-консультанта включает в себя, кроме обязательной для любого психолога общеобразовательной научной подготовки (в нее входит минимум научных знаний, необходимых профессиональному психологу любого профиля), также и освоение ряда разделов психологии, предполагающих специализацию в соответствующей профессиональной области, в данном случае – в области психологического консультирования. Эти специальные направления профессиональной подготовки психолога-консультанта следующие:

Изучение подготовительного этапа психологического консультирования.

Освоение информации о содержании работы психолога-консультанта.

Овладение методами работы психолога-консультанта с клиентом.

Ознакомление с особенностями проведения психологического консультирования в следующих специальных областях: семейное консультирование, деловое консультирование, психолого-педагогическое консультирование, интимно-личностное консультирование.

психолога-консультанта под руководством более опытного психолога-консультанта– супервизора.

Изучение процесса подготовки работы психологической консультации включает в себя внимательное ознакомление с комплексом организационных вопросов, включая выбор области консультирования, начала работы консультации и т.д.

Среди тех конкретных задач, которые в практическом плане должен уметь решать психологконсультант, могут быть названы следующие:

• Определение круга потенциальных клиентов – посетителей психологической консультации, их возможных проблем в зависимости от содержания работы психологической консультации и от тех профессиональных требований, которые могут быть предъявлены к работающим в консультации психологам.

• Подбор кадров психологов и обслуживающего персонала для работы в психологической консультации. Проведение с кадрами специальной подготовительной работы по ознакомлению с условиями работы и обязанностями, с организацией взаимодействия друг с другом, с правилами работы консультации.

Читайте также:  ПРИЕМ НА РАБОТУ ИНОСТРАНЦЕВ С ВИДОМ НА ЖИТЕЛЬСТВО В РОССИИ

• Подготовка материальной базы и документации для начала практической работы консультации.

• Подготовка и распространение информации о работе консультации среди потенциальных клиентов.

Знакомство с организацией работы психологической консультации включает в себя также освоение того, как создается психологическая консультация, что входит в минимум необходимого для нее оборудования, каков оптимальный режим работы психологической консультации и психолога-консультанта, какой должна быть обстановка в психологической консультации во время ее работы и ряд других вопросов.

Знакомство начинающего специалиста с содержанием работы психолога-консультанта в свою очередь предполагает следующее. Во-первых, ознакомление с тем, что представляет собой психологическое консультирование, в чем заключается его отличие от других видов практической деятельности психолога. Во-вторых, выяснение того, что должен знать и уметь делать психологконсультант, чтобы на достаточно высоком уровне справляться со своими профессиональными обязанностями. В-третьих, ознакомление с основными видами психологического консультирования, с главными требованиями, предъявляемыми к ним. В-четвертых, знание условий работы психолога-консультанта.

Освоение методов работы психолога-консультанта предполагает овладение начинающим

психологом-консультантом приемами общения с клиентами, методами психодиагностики, используемыми в практике психологического консультирования. Эти приемы и методы должны быть освоены будущим психологом-консультантом практически, в ходе соответствующих специальных занятий. В число таких приемов и методов входят, в частности, методы прямого психотерапевтического воздействия психолога-консультанта на клиента.

Необходимость изучения особенностей проведения психологического консультирования в разных областях связана с тем что, во-первых, интимно-личностное, семейное, деловое и психолого-педагогическое консультирование – это разные вещи, во-вторых, психолог-консультант не в одинаковой степени занимается данными видами консультирования и, обращаясь к ним время от времени, должен, тем не менее, сохранять свою профессиональную квалификацию во всех указанных областях. К тому же в этих сферах психологического консультирования существует множество частных, довольно тонких и сложных специфических вопросов, познание которых требует долгого времени, а успешное практическое решение – твердых умений и навыков.

Работа в роли практикующего психолога-консультанта под руководством более опытного специалиста необходима психологу-консультанту для приобретения профессионального опыта и овладения на практике необходимыми умениями и навыками. Этому всему гораздо легче научиться на опыте других, чем в результате прослушивания лекций и чтения книг. Кроме того, в практической работе психолога-консультанта нередко возникает множество неожиданных вопросов, которые невозможно заранее предусмотреть и в ходе учебной деятельности получить на них удовлетворительные ответы. Умения вырабатываются практически в ходе подражания профессиональной работе других, это же сводит к минимуму возможные ошибки, которые в своей работе может допустить начинающий психолог-консультант. Функция супервизора, которую выполняет более опытный психолог-консультант, в данном случае заключается в том, чтобы не только подготовить малоопытного психолога к самостоятельной работе, но и квалифицированно оценить степень его готовности к такой работе.

С чего начинается, как проводится и на чем основывается подготовка психологаконсультанта

Профессиональная подготовка психолога-консультанта обычно начинается с получения им общего высшего психологического образования. Такое образование включает в себя знание общей психологии, социальной психологии, психологии развития, педагогической психологии, специальной психологии, психофизиологии, истории психологии. Далее следует ряд дисциплин, связанных с познанием психологических аспектов тех видов деятельности, в которых психологу практически придется вести консультирование. Это, в частности, медицинская психология, психология семьи, психология управления, детская психология, экономическая психология и ряд других специальных дисциплин.

Вслед за этим психолог-консультант получает знания, необходимые для выработки практических умений и навыков по проведению консультирования. Это умения, связанные с пользованием психологическими тестами (психодиагностика), самим психологическим консультированием и, наконец, с психокоррекцией. Учебные дисциплины, связанные со всем этим, обычно преподаются в достаточно большом объеме, и их изучение включает в себя не только лекционные, но также семинарские и практические занятия.

Все это в целом обеспечивает фундаментальную, или базовую, профессиональную подготовку психолога-консультанта и входит в содержание начального этапа обучения. По его завершении будущий психолог-консультант уже может приступать к началу самостоятельной практической работы, связанной с освоением практики психологического консультирования. Поначалу, однако, уровень такой работы бывает недостаточно высоким, так как кроме общих и специальных знаний для достижения профессионализма в работе необходимо приобретение опыта.

Жизнь показывает, что примерно половину всего того, что крайне необходимо психологуконсультанту для хорошей профессиональной работы, он фактически приобретает не в стенах учебного заведения, а только в практической деятельности. На это требуется обычно не меньше того времени, которое будущий психолог-консультант провел в стенах высшего учебного заведения. Поэтому, чтобы действительно со временем стать профессионалом высокого класса, психолог-консультант должен достаточно долго проработать под патронажем супервизора. На это

обычно тратится один-два года уже после окончания учебного заведения.

Профессиональная подготовка консультанта-психолога заключается в освоении им комплекса знаний, умений, навыков. Он должен обладать:

необходимыми теоретическими знаниями в области психологии и других, смежных с ней наук, изучение которых необходимо для проведения психологического консультирования на высоком уровне;

знаниями, необходимыми для организации успешной работы психологической консультации;

развитыми умениями в области практического общения с клиентами;

достаточно большим опытом проведения психологического консультирования по разным вопросам и с разными людьми.

Отличие работы психолога-консультанта от деятельности ученого-психолога и преподавателя психологии заключается в следующем. Психологу-консультанту не обязательно знать все, что накоплено к настоящему времени в науке даже в тех областях, где он проводит психологическое консультирование. Однако ему желательно знать все, что может оказаться полезным в практической работе с людьми в психологической консультации. Психолог-консультант не обязательно должен уметь правильно определять научные термины, организовывать и проводить научные исследования. Но ему важно научиться связывать

практические проблемы, с которыми к нему обращаются люди, с научными теоретическими знаниями и эффективно использовать эти знания для решения соответствующих проблем. Консультант-психолог не обязан уметь на высоком научном и методическом уровне преподавать психологию, но ему важно научиться передавать клиентам полезные им психологические знания и убедительно и в доступной форме излагать их непосвященным людям.

Психолог-консультант – не только практик, но и организатор дела. Поэтому ему желательно научиться всему, что касается создания и организации работы психологической консультации как учреждения. Сюда, в частности, относятся знания определенных социальных, правовых, финансово-экономических вопросов и того, что необходимо начинающему бизнесмену для создания и организации начала работы нового учреждения. Сюда же относится подбор, расстановка кадров, распределение между ними обязанностей, организация их взаимодействия.

В практике общения с клиентами от психолога-консультанта требуется уметь правильно воспринимать и верно оценивать людей, добиваться взаимопонимания, устанавливать хорошие взаимоотношения и убеждать.

Личный опыт проведения психологического консультирования необходим психологуконсультанту потому, что без такого опыта он будет не в состоянии узнать то, что касается частных вопросов, а главное – не сможет приобрести нужные ему практические умения и навыки. Дело в том, что абсолютно все в процессе профессиональной вузовской подготовки предусмотреть невозможно, и такая подготовка по сложившимся традициям скорее ориентирована на получение знаний, чем на выработку умений и навыков. Они-то и вырабатываются в практическом опыте проведения психологического консультирования.

1. Изучение подготовительного этапа психологического консультирования.

2. Освоение информации о содержании работы психолога-консультанта.

3. Овладение методами работы психолога-консультанта с клиентом.

4. Ознакомление с особенностями проведения психологического консультирования в следующих специальных областях: семейное консультирование, деловое консультирование, психолого-педагогическое консультирование, интимно-личностное консультирование.

5. Работа психолога-консультанта под руководством более опытного психолога-консультанта–супервизора.

Среди тех конкретных задач, которые в практическом плане должен уметь решать психолог-консультант, могут быть названы следующие:

Как повышать профессиональную квалификацию психолога-консультанта

Систематическое повышение профессиональной квалификации – это такое же обязательное требование к профессиональной подготовке психолога-консультанта, как и его общее и специальное высшее психологическое образование. Необходимость постоянного повышения квалификации вызывается следующими основными причинами. Вопервых, знания, полученные в вузе, со временем устаревают, и возникает необходимость в их

Читайте также:  ВКЛАДЧИК ОБУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНО

обновлении. Во-вторых, каждая психологическая консультация, каждый консультант-психолог накапливает полезный для других опыт практической работы, и обмен им обычно производится во время повышения квалификации.

В соответствии с основными областями и направлениями профессиональной подготовки психологов-консультантов и с предъявляемыми к работе психолога-консультанта требованиями можно назвать следующие главные направления повышения его профессиональной квалификации:

1. Получение новейших научных и практически полезных знаний в тех областях современной психологии, которые лежат в основе деятельности психолога-консультанта. Эти знания могут

Соседние файлы в предмете Психология

Профессиональная подготовка консультанта

Общие и специальные требования к профессиональной подготовке психолога-консультанта

Существует несколько подходов к определению общих требований к консультанту. По мнению А. И. Пригожина его квалификация складывается из следующих составляющих: знания, т.е. информированность и свободная ориентация в системе профессиональных истин, фактов, норм; искусство, т.е. комплекс неформализуемых приемов, реакций, а также профессиональная интуиция; ремесло, т.е. владение техникой осуществления конкретных консультативных действий и операций: системный подход и анализ, новейшие тенденции в практике управления.

Л. Кроль и Е. Михайлова считают, что структуру профессиональной компетенции консультанта составляют компетенции и установки. Среди них: техническая компетентность – умение консультанта трансформировать цель, выработанную с заказчиком, в систему конкретных задач, решить их практически; межличностная коммуникативная компетентность – развитые коммуникативные навыки, вербальные и невербальные, понимание мотивов поведения других людей, высокий уровень осознания собственных личностных характеристик, установок; контекстуальная компетентность – владение социальным контекстом, консультант должен осознавать, где и с кем он работает, не в меньшей степени, чем владеть самим предметом консультирования; адаптивная компетентность – способность предвидеть и перерабатывать изменения, приспосабливаться к изменяющимся условиям практики; концептуальная компетентность – владение теми основами знания, на которых базируется его практика; интегративная компетентность – умение давать информативные профессиональные оценки, принимать обоснованные решения, решать возникающие проблемы и расставлять приоритеты.

Как видим, представленные подходы различны, как по основаниям классификаций, так и по структуре представлений о профессиональных и личных качествах консультанта. Общее во всех этих позициях то, что все они включают требования как к личностным качествам консультанта, так и к уровню его профессиональной подготовки. Причем, как правило, эти две категории требований неразделимы, предъявляются в совокупности. Да и довольно часто, на наш взгляд, подобные требования к консультанту действительно неразделимы и взаимообусловлены.

Профессиональная подготовка психолога-консультанта включает в себя, кроме обязательной для любого психолога общеобразовательной научной подготовки (в нее входит минимум научных знаний, необходимых профессиональному психологу любого профиля), также и освоение ряда разделов психологии, предполагающих специализацию в соответствующей профессиональной области, в данном случае – в области психологического консультирования. Эти специальные направления профессиональной подготовки психолога-консультанта следующие: изучение подготовительного этапа психологического консультирования; освоение информации о содержании работы психолога-консультанта; овладение методами работы психолога-консультанта с клиентом; ознакомление с особенностями проведения психологического консультирования в следующих специальных областях: семейное консультирование, деловое консультирование, психолого-педагогическое консультирование, интимно-личностное консультирование; работа психолога-консультанта под руководством более опытного психолога-консультанта-супервизора.

Попробуем подойти к анализу соотношения личностных качеств и уровня профессиональной подготовки в работе консультанта по отдельности.

Психолог-консультант должен знать все, что может оказаться полезным в практической работе с людьми в психологической консультации, уметь связывать практические проблемы, с которыми к нему обращаются люди, с научными теоретическими знаниями и эффективно использовать эти знания для решения соответствующих проблем, передавать клиентам полезные им психологические знания и убедительно и в доступной форме излагать их непосвященным людям.

Профессиональная подготовка консультанта-психолога заключается в освоении: необходимыми теоретическими знаниями в области психологии и других, смежных с ней наук, изучение которых необходимо для проведения психологического консультирования на высоком уровне; знаниями, необходимыми для организации успешной работы психологической консультации; развитыми умениями в области практического общения с клиентами; достаточно большим опытом проведения психологического консультирования по разным вопросам и с разными людьми.

Личный опыт проведения психологического консультирования необходим психологу-консультанту потому, что без такого опыта он будет не в состоянии узнать то, что касается частных вопросов, а главное – не сможет приобрести нужные ему практические умения и навыки. Дело в том, что абсолютно все в процессе профессиональной вузовской подготовки предусмотреть невозможно, и такая подготовка по сложившимся традициям скорее ориентирована на получение знаний, чем на выработку умений и навыков. Они-то и вырабатываются в практическом опыте проведения психологического консультирования.

Знакомство начинающего специалиста с содержанием работы психолога-консультанта в свою очередь предполагает следующее. Во-первых, ознакомление с тем, что представляет собой психологическое консультирование, в чем заключается его отличие от других видов практической деятельности психолога. Во-вторых, выяснение того, что должен знать и уметь делать психолог-консультант, чтобы на достаточно высоком уровне справляться со своими профессиональными обязанностями. В-третьих, ознакомление с основными видами психологического консультирования, с главными требованиями, предъявляемыми к ним. В-четвертых, знание условий работы психолога-консультанта.

Освоение методов работы психолога-консультанта предполагает овладение начинающим психологом-консультантом приемами общения с клиентами, методами психодиагностики, используемыми в практике психологического консультирования. Эти приемы и методы должны быть освоены будущим психологом-консультантом практически, в ходе соответствующих специальных занятий. В число таких приемов и методов входят, в частности, методы прямого психотерапевтического воздействия психолога-консультанта на клиента.

Систематическое повышение профессиональной квалификации – это такое же обязательное требование к профессиональной подготовке психолога-консультанта, как и его общее и специальное высшее психологическое образование. Необходимость постоянного повышения квалификации вызывается следующими основными причинами. Во-первых, знания, полученные в вузе, со временем устаревают, и возникает необходимость в их обновлении. Во-вторых, каждая психологическая консультация, каждый консультант-психолог накапливает полезный для других опыт практической работы, и обмен им обычно производится во время повышения квалификации.

1. Получение новейших научных и практически полезных знаний в тех областях современной психологии, которые лежат в основе деятельности психолога-консультанта. Эти знания могут приобретаться различным путем: на специальных факультетах повышения квалификации, курсах, семинарах, а также самостоятельно за счет постоянного знакомства с новейшими научными и научно-практическими публикациями.

2. Подготовка и защита диссертаций, сдача квалификационных экзаменов для получения более высокого профессионального разряда. Это направление обычно контролируется со стороны государственных или общественных организаций, официально наделенных соответствующими полномочиями.

3. Освоение психологом-консультантом новых методов психотерапии или психокоррекции. Хотя в обязанности психолога-консультанта обычно не входит оказание прямого психотерапевтического или психокоррекционного воздействия на клиента, ему надо знать и при необходимости уметь пользоваться соответствующими методами. Чем лучше психолог-консультант будет знать эти методы, тем выше будет уровень его профессионального мастерства.

4. Прохождение стажировки в других психологических консультациях и под руководством более опытных психологов-консультантов. Эта форма повышения квалификации связана с обменом опытом работы, а такой постоянный обмен необходим для поддержания и развития собственного профессионального мастерства любому психологу-консультанту.

5. Прохождение психологического консультирования в роли клиента, знакомство с консультированием, методами психокоррекции и психотерапии на самом себе. Данная форма повышения квалификации играет вдвойне положительную роль в работе психолога-консультанта. Во-первых, благодаря ей он имеет возможность решить собственные психологические проблемы, которые у него, как и у любого живого человека, наверняка есть. Не решив для себя эти проблемы, не избавившись от них, он вряд ли сможет успешно консультировать других людей. Во-вторых, выступая в роли клиента, психолог-консультант может научиться глубже понимать и чувствовать своих будущих клиентов, лучше овладеет соответствующими методами психокоррекции и психотерапии.

Основной «инструмент» консультативного процесса – сам консультант. Именно через него клиент получает ту необходимую ему помощь в решении проблемы. Безусловно, консультативный процесс, его глубина и интенсивность, методики, с помощью которых он проводится, атмосфера, которую он привносит в клиентскую организацию, словом, все – в той или иной степени предопределяется самой личностью консультанта.

Читайте также:  ЧТО ТАКОЕ И БАЗОВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГДЕ ЭТО МОЖНО НАЙТИ

Попробуем взглянуть на проблему несколько с иной стороны. Выбор консультантом направлений своей деятельности, ее форы и методик во многом предопределяются тем, что из себя представляет консультант по управлению как личность.

Именно поэтому, на наш взгляд, одно из главных качеств, которое необходимо консультанту – способность к самоанализу, осмыслению своего «я» и соотношения характеристик этого «я» со своей профессией.

Осознание своих собственных качеств, свойств личности позволит более эффективно выбирать как целевые группы клиентов, так и методы собственной работы. Осознание себя позволит консультанту определять те собственные качества, которые ему, с его же точки зрения, необходимо развивать и укреплять, мобилизировать собственные внутренние ресурсы к постоянному поиску и развитию себя как личности и, тем самым, как профессионала.

Образ собственного «Я», по его мнению, включает в себя когнитивный компонент (знание себя – своих психологических качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.п.), эмоциональный компонент (эмоциональная оценка себя и самооценка), а также поведенческий компонент (отношение к себе – стремление повысить самооценку, завоевать уважение, т.е. отношение к себе как к деятельному субъекту).

Другое качество, которое необходимо каждому консультанту – творчество. Безусловно, это качество связано с креативностью – способностью порождать необычные идеи, быстро решать проблемные задачи, находить нестандартные решения. В мире консультанта (а уж тем более – коуча) нет и не должно быть схем и рецептов, штампов и бесповоротных сценариев, могут быть лишь общие подходы, опыт разрешения схожих (по каким-то критериям) ситуаций. Консультант постоянно предлагает что-то новое, используя свои теоретические знания, опыт, методики, личностные качества и, конечно же, творческую энергию.

Уверенность в себе – то качество личности, которое, по нашему представлению, необходимо консультанту на любых стадиях консультативного процесса. Уверенность в себе в этом контексте нечто иное, чем самоуверенность. Это, прежде всего, уверенность в своих силах, своей позиции, методах своей работы, ценностях, которые транслируются консультантом в клиентской организации. Уверенность в себе особенно важна в тех ситуациях, когда консультант в своей работе использует экспериментальные методы.

Честность и этика – также те качества, без которых, на наш взгляд, не может работать консультант. Особо в этой группе хочется выделить ясность целей консультанта. Зачем я на самом деле это делаю? Зачем я на самом деле применяю именно этот метод, а не другой? Чего я в действительности хочу добиться? Даже скрывая цели тех или иных действий от клиента (возможно, чтобы преодолеть прогнозируемое сопротивление), консультант должен честно отвечать сам себе на вопросы о действительных целях того или иного приема.

Постоянная нацеленность на развитие и самосовершенствование, на наш взгляд, как черта личности, необходима любому консультанту. Поиск новых форм, выработка новых методик, апробация новых технологий, открытия и изобретения – профессиональная задача консультанта. И безусловно, сам консультант, как инструмент нововведений, развития должен совершенствоваться сам. В этом контексте сам консультант должен обладать способностью к рефлексии – познания самого себя через оценку себя же другими людьми; обладать активностью – стремлением к продолжению начатой деятельности, энергичностью производимых действий, постоянно расширять свою теоретическую базу, развивать искусство консультанта. « Так как я опытный консультант, я уверен, что наиболее ценно для меня учиться у моих коллег. Все мы имеем различные навыки и используем различные методы консультирования. За время своей карьеры я убедился, что мой собственный стиль не перестает изменяться. Это было бы невозможно без обучения новым навыкам, переосмысления подходов к своей работе».

Развитию самопознания способствует обширный и интенсивный курс индивидуальной и групповой терапии, особенно в группах, ориентированных на совершенствование личности.

Каждый консультант до начала профессиональной деятельности, а также в процессе работы должен пройти личную терапию, т. е. решать свои проблемы при содействии опытного профессионала. Как известно, в психоанализе длящийся до нескольких лет самоанализ является важнейшим звеном профессиональной подготовки психоаналитика. Опыт личной терапии важен по двум причинам. Во-первых, потому, что консультант, как и любой человек, имеет в своей личности «белые пятна»: непознанные, неосознаваемые аспекты самости, внутренние конфликты более глубокое познание и разрешение которых способствует становлению эффективного консультанта. Консультанту очень полезно самонаблюдение под контролем другого профессионала за переживанием таких значимых событий в жизни, как любовь, секс, насилие, семейные отношения, власть, смерть и т.д. Это не означает, что личность консультанта должна быть «разобрана по косточкам». Имеется в виду необходимость достаточного самопонимания, прежде чем понадобится помощь. Тем не менее, было бы слишком крайним утверждение, что, приступая к консультированию, следует избавиться от всех внутренних конфликтов. Важно понимать суть конфликтов и как они сказываются на отношениях с клиентами. Ведь если консультант в своей личной жизни с трудом сдерживает злость или не понимает, почему постоянно испытывает вину, то велика вероятность аналогичных реакций и в процессе консультирования. Если консультанта гнетет груз прошлых заблуждений или насущные заботы, разве сможет он помочь клиенту избавиться от подобных проблем? В действительности мы не продвинемся с клиентом дальше пройденного нами пути.

Мы поможем в написании ваших работ!

Бесплатные курсы и уроки для психологов-консультантов

Несколько бесплатных лекций для самостоятельного изучения. Ориентированы на тех, кто планирует сменить профессию, психологов-новичков и выпускников вузов по специальности, связанной с психологией.

За 5 уроков вы узнаете, какой метод психотерапии выбрать для изучения и как освоить базовые навыки психолога-консультанта. После обучения выдается документ — сертификат о прохождении курса.

Здесь вам расскажут, что отличает психологически здоровых людей от остальных, зачем нужны психологи, сколько они зарабатывают и как стать одним из этих специалистов. Весь курс вы сможете посмотреть за 1,5 часа.

5 уроков с доступом на неделю. Рассматриваются современные подходы к психологическому консультированию. Мини-курс подойдет тем, кто хочет переквалифицироваться в психолога-консультанта, и людям, которых интересует это направление.

На уроках затрагиваются следующие темы: шизоидная адаптация личности, трансактный анализ, модель состояний эго, а также 4 ключевых составляющих для становления профессионального психолога-консультанта.

Курс с поддержкой министерства труда и социальной защиты РФ. Обучающая программа бесплатна для некоторых категорий граждан. К ним относятся: мамы в декрете, люди старше 50 лет, граждане до 35 лет, не имеющие среднего и высшего образования, и некоторые другие. Объем обучающей программы — 256 часов, длительность — 12 недель. На сайте есть список тем, которые вы будете разбирать на курсе.

5. « Вебинары» — Московский институт психологии

Записи вебинаров по психологии. Неплохая платформа, чтобы добавить ее в закладки и постепенно изучать уроки. Есть видео, посвященные следующим темам: мифы об АВА, МАК-карты, супервизия, интервизия, психосоматика, медитация и сексуальность.

Стоимость консультации психолога может достигать нескольких тысяч рублей — все зависит от авторитетности и экспертности специалиста. Причем консультировать клиентов можно онлайн. А учиться на психолога-консультанта можно и дистанционно.

Эти три фактора создают весьма привлекательную почву для того, чтобы освоить новую профессию и начать зарабатывать, помогая людям.

Если вы нашли неактуальную информацию в подборке или хотите добавить проверенный курс или школу в созданный перечень, напишите в комментариях под подборкой.

Ещё 5 дополнительных курсов психологического консультирования

Рассмотрим несколько полезных курсов, которые получили хорошие отзывы от выпускников.

Оцените статью
Содействие занятости
Добавить комментарий