Руководством Минобразования Российской Федерации утверждено письмо Минобрнауки России от 21 мая 2020 г. № ГД

Руководством Минобразования Российской Федерации утверждено письмо Минобрнауки России от 21 мая 2020 г. № ГД Содействие занятости

Рекомендациипо организации мониторинга трудоустройства выпускников СПО и формированию центров содействия трудоустройству выпускников СПО

В соответствии с протоколом заседания Межведомственной рабочей группы по мониторингу ситуации на рынке труда в разрезе субъектов Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 3, раздел I, пункт 8 Минобрнауки России поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательными организациями обеспечить проведение работы по содействию трудоустройству выпускников учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, в том числе обеспечив индивидуальный учет и разработку перспективных планов профессионального развития.

I. Организация мониторинга трудоустройства выпускников СПО

Минобрнауки России организован мониторинг трудоустройства выпускников СПО на основе информации о фактическом трудоустройстве выпускников СПО и прогнозе трудоустройства выпускников 2015 года (письмо Минобрнауки России от 20 февраля 2015 г. N АК-314/06).

Мониторинг трудоустройства выпускников СПО проводится на основе данных, представляемых образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.

Система мониторинга трудоустройства выпускников СПО представляет собой трехуровневую модель, включающую федеральный, региональный уровни и уровень образовательной организации, реализующей программы СПО.

На всех уровнях мониторинга созданы координирующие органы:

— на федеральном — координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников СПО при ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»;

— на региональном — базовые центры содействия трудоустройству выпускников СПО в субъекте Российской Федерации;

— на уровне образовательной организации — центры (службы) содействия трудоустройству выпускников образовательной организации.

Дополнительно Минобрнауки России организован мониторинг трудоустройства инвалидов, включающий сбор данных об обучающихся инвалидах по образовательным программам СПО (письма Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. N 06-262, 06-263, 06-264).

Регламент мониторинга трудоустройства выпускников СПО приведен в приложении.

II. Организация проведения работы по содействию трудоустройству выпускников СПО

В целях обеспечения проведения работы по содействию трудоустройству выпускников СПО Министерство рекомендует в срок до 15 апреля 2015 г. завершить создание:

— центров содействия трудоустройству выпускников в конкретных образовательных организациях.

Примерные положения о базовом центре содействия трудоустройству выпускников СПО в субъекте Российской Федерации и о центре содействия трудоустройству выпускников СПО в образовательной организации размещены на сайте http://kcst.bmstu.ru.

III. Организация работы по обеспечению индивидуального учета и разработке перспективных планов профессионального развития выпускников

В целях исполнения поручения Правительства Российской Федерации по вопросу индивидуального учета и разработки перспективных планов профессионального развития выпускников Минобрнауки России подготовлен и размещен на сайте http://kcst.bmstu.ru примерный индивидуальный перспективный план профессионального развития выпускника 2015 года.

Центрам содействия трудоустройству выпускников СПО в образовательных организациях, реализующих программы СПО в срок до 1 мая 2015 г. необходимо провести работу по разработке индивидуальных перспективных планов профессионального развития выпускников 2015 года.

Базовым центрам содействия трудоустройству выпускников СПО в субъекте Российской Федерации в срок до 1 июня 2015 г. подготовить рекомендации образовательным организациям, реализующим программы СПО, по содействию трудоустройству выпускников в субъекте Российской Федерации с учетом индивидуальных перспективных планов профессионального развития выпускников.

Назрела необходимость модернизации мониторинга трудоустройства выпускников ПОО, что позволит не только отслеживать трудоустройство в соответствие с полученной профессией, но и учитывать мнение работодателей о качестве подготовки трудоустроенных выпускников. По результатам анализа изложены рекомендации по успешному трудоустройству и занятости выпускников ПОО и восхождения их к профессиональной компетентности.

Анализ показывает, что в условиях пандемии значительно обострились проблемы трудоустройства и занятости выпускников ПОО. В последние годы от общего числа зарегистрированных безработных выпускники ПОО составляют 25-28%, и они находятся в затруднительной ситуации в связи с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, отсутствие опыта работы.

Поэтому выявление причин затруднений трудоустройства выпускников ПОО и поиск путей решений этой проблемы является актуальной задачей.

По данным статистики средний уровень трудоустройства выпускников вузов составляет 72%, а выпускников среднего профобразования – 62,5%.

Процесс трудоустройства выпускников усложнился в период пандемии, каждый третий выпускник вуза или колледжа не трудоустраивается по профессии.

В 2021 г. в региональных органах службы занятости населения на учете состояли более 15 тыс. безработных выпускников вузов и средних учебных заведений, что на 31,2 % больше, чем в 2020 году.

Практика показывает, что можно выделить следующие критерии конкурентоспособности выпускников на рынке труда: профессиональная квалификация и культура, трудовая мотивация, поведение на рынке труда.

Назрела необходимость модернизации мониторинга трудоустройства выпускников ПОО, что позволит не только отслеживать трудоустройство в соответствии с полученной профессией, но и учитывать мнение работодателей о качестве подготовки трудоустроенных выпускников. Это повысит эффективность прогнозирования потребности кадров в конкретном регионе и более точно планировать контрольные цифры приема молодежи на обучение.

Многие выпускники считают главной причиной, вызывающей трудности при их трудоустройстве, является отсутствие практического опыта работы и завышенные требования к ним со стороны работодателей.

К причинам сложности трудоустройства выпускников можно также отнести:

  • слабая информированность выпускников о состоянии региональных рынков труда, о востребованных профессиях и предъявляемых работнику требованиях;
  • низкий уровень взаимодействия ПОО с работодателями и службами занятости.

Для решения этих проблем приняты нормативные и инструкционные документы.

Документ предполагает взаимодействие региональных служб занятости с ПОО и работодателями, проведение ежеквартального мониторинга трудоустройства выпускников, обратившихся в центры занятости. Это позволит сформировать банк вакансий, разместить на портале службы занятости все предложения от работодателей по востребованным профессиям.

Планируется регулярное проведение консультаций, ярмарок вакансий, профориентационных мероприятий, экскурсий на предприятия, организация психологической поддержки молодых специалистов. Предусматривается также стажировки выпускников, организация наставничества на предприятиях, трудоустройство выпускников с ограниченными способностями.

На базе портала «Работа в России» размещается сервис по мониторингу трудоустройства выпускников, что позволяет связать систему среднего и высшего образования с региональными рынками труда, скоординировать потребности работодателей и профессиональную подготовку студентов.

Совместно с образовательным центром «Сириус» создана программа наставничества, по итогам которой лучшие студенты получают работу и могут помогать одаренным детям из региональных филиалов.

Принципиально новым явится совершенствование мониторинга трудоустройства выпускников ПОО на основе стыковки данных о дипломе, СНИЛСе, страховых взносах и электронных трудовых книжках.

Разрабатывается новый механизм поддержки трудоустройства выпускников в виде субсидирования работодателей из средств федерального бюджета в размере до трех МРОТ (12 792 с 1 января 2021 г.). Было бы справедливо, если бы на такую выплату могли претендовать работодатели, которые примут на стажировку с последующим трудоустройством выпускников ПОО. Такая выплата должна быть предусмотрена за каждого выпускника при условии, что он проработает в организации не меньше года.

Применение новых нормативных документов способствует переходу страны в цифровую эпоху, ориентированную на рост производительности труда, новые сферы трудовой деятельности, повышение качества подготовки выпускников, их успешное трудоустройство и занятость.

В числе направлений государственной программы «Цифровая экономика РФ» поставлена задача совершенствования системы профессионального образования, которая призвана обеспечивать воспроизводство для регионов страны квалифицированные и компетентные кадры.

Цифровизация экономики сопровождается также и с цифровизацией профессионального образования, призванной обеспечивать все отрасли экономики и социальной сферы высококвалифицированными кадрами.

Этот проект направлен на совершенствование учебных планов, программ, учебников, учебной литературы, широкое внедрение цифровых технологий, совершенствование подготовки молодых специалистов.

Для успешного формирования у студентов знаний, умений, навыков, общекультурных и профессиональных компетенций необходимо:

  • преподавателям чтение лекций сочетать с проведением дистанционных занятий, презентаций, вебинаров, практических занятий по формированию у студентов соответствующих умений, навыков и компетенций;
  • преподаватели в ходе проведения лекций и семинарских занятий способствовали превращению учебной группы из пассивных объектов в активных субъектов учебно-воспитательного процесса;
  • преподаватели должны разработать и применять учебно-методические комплексы печатных и электронных средств обучения по каждому учебному предмету.

Для внедрения цифровых образовательных технологий необходимо формирование в ПОО инновационной цифровой образовательной среды.

В ряде публикаций под цифровой электронной образовательной средой понимается совокупность условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между преподавателями, студентами и информационными ресурсами.

Большим преимуществом цифровой электронной образовательной среды является то, что она обеспечивает новые возможности для:

  • успешного осуществления процесса профессионального обучения не только в аудиториях и лабораториях, но и в разных местах и в разное время;
  • владения студентами индивидуальной профессиональной образовательной программой и удовлетворения их потребностей.
Читайте также:  УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ ЧЕРЕЗ ПОРТАЛ РАБОТА РОССИИ

Для организации учебных занятий цифровая образовательная среда учебных заведений должна включать в себя следующие условия:

  • эффективная организация учебно-воспитательного процесса с использованием механизмов финансирования и цифровых инструментов;
  • оснащение учебных аудиторий и мастерских ПОО современным оборудованием;
  • библиотеки вузов и учреждений среднего профессионального образования должны быть оборудованы электронными читальными залами и книгохранилищами с размещением в них продуктов учебной, учебно-методической и проектной деятельности преподавателей и студентов;
  • обеспечение доступа студентов и учащихся к библиотеке, информационным ресурсам сети Интернет, к учебно-методической литературе.

С применением в ПОО цифровых технологий студенты быстрее получают необходимую учебную и методическую литературу. Первый этап обучения выпускников в ПОО является начальной стадией восхождения выпускников к профессиональной компетентности.

На втором этапе для восхождения выпускников к профессиональной компетентности необходимо успешно трудоустроиться по полученной профессии, адаптироваться в организациях, приобрести творческий опыт трудовой деятельности, периодически повышать квалификацию.

По результатам исследования разработана модель восхождения молодых специалистов к профессиональной компетентности, состоящая из двух этапов (рисунок).

Руководством Минобразования Российской Федерации утверждено письмо Минобрнауки России от 21 мая 2020 г. № ГД

Руководством Минобразования Российской Федерации утверждено письмо Минобрнауки России от 21 мая 2020 г. № ГД

Рис. Модель восхождения молодых специалистов к профессиональной компетентности

Для успешного трудоустройства и занятости выпускников, их восхождения к профессиональной компетентности необходимо:

1. С участием работодателей, служб занятости повышать качество подготовки выпускников ПОО, трудоустраивать и обеспечивать их занятость по полученной профессии (специальности), создавать основу для поэтапного достижения выпускниками профессиональной компетентности.

2. Совершенствовать систему мониторинга трудоустройства выпускников.

3. Внедрить механизма государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в ПОО.

4. Принять закона о квотировании рабочих мест для выпускников ПОО.

5. В каждом регионе необходимо регулярно определять потребность в рабочих и специалистах и доводить эти показатели для молодежи, школ и ПОО.

6. Региональные службы занятости, органы образования должны установить связи с работодателями оказывать содействие молодежи в поиске подходящей работы и работодателям – в поиске молодых специалистов.

7. Преподаватели в процессе проведения занятий должны:

использовать цифровые образовательные технологии, печатные и электронные ресурсы, проводить наряду с лекциями дистанционное обучение;

проводить смешанное обучение обеспечивать оперативный доступ учащихся, студентов и персонал организаций к учебной, методической и научной литературе независимо от места нахождения и времени суток.

8. Работодатели в процессе трудовой деятельности выпускников должны обеспечивать их поэтапное восхождение к профессиональной компетентности.

Минпросвещения России направляет рекомендации по вопросам трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательными организациями образовательного процесса.

Приложение: на 8 л. в 1 экз.

Содержание
  1. Рекомендациипо вопросам трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательными организациями образовательного процесса
  2. Примерный перечень ресурсов, который возможно использовать для организации трудоустройства, получения практических навыков и компетенций, организации самозанятости, находящийся в свободном доступе сети «Интернет»
  3. Положение о порядке организации и осуществления деятельности центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций
  4. Показатели эффективности деятельности Центра карьеры (центра содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования)
  5. Типовой перечень показателей эффективности деятельности Центра карьеры (центра содействия трудоустройству выпускников) профессиональной образовательной организации

Рекомендациипо вопросам трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательными организациями образовательного процесса

Минпросвещения России подготовило рекомендации по вопросам трудоустройства выпускников образовательных организации, реализующих программы среднего профессионального образования, в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательными организациями образовательного процесса, в условиях экономической ситуации, осложненной распространением на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (COVID-2019) (далее — Рекомендации).

Руководителям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, образовательным организациям, реализующим программы среднего профессионального образования (далее — ПОО), необходимо учитывать в работе настоящие Рекомендации, а также в условиях экономической ситуации, осложненной распространением на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (COVID-2019), усилить работу по вопросу трудоустройства выпускников ПОО, в том числе выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее — выпускники с инвалидностью и ОВЗ).

Согласно данным мониторинга трудоустройства выпускников, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, за последние годы процент трудоустройства изменился от 55,8% в 2017 г. до 62,2% в 2018 г.

Согласно форме статистической отчетности СПО-1 ориентировочный выпуск в 2020 году составит 738,4 тыс. выпускников.

А. Предлагаемые меры, направленные на содействие трудоустройству выпускников ПОО.

1. Создание координационного органа на уровне органов государственной власти субъекта Российской Федерации, включающего представителей исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, сфере труда, в сфере формирования экономической политики региона, органов местного самоуправления, центров занятости населения, образовательных организаций, работодателей, рекрутинговых агентств и иных представителей по содействию трудоустройства выпускников ПОО, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

2. В целях содействия трудоустройству выпускников предлагаем использовать возможности Центров опережающей профессиональной подготовки (далее — ЦОПП), в которых должно осуществляться взаимодействие с центрами занятости населения, органами власти, общественными организациями и другими организациями, индивидуальными предпринимателями по вопросам содействия занятости и трудоустройству выпускников, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

В ЦОППах необходимо формировать аналитические центры, осуществляющие мониторинг и анализ регионального рынка труда с учетом инновационных и инвестиционных векторов развития производств. Проводимый анализ должен позволить обеспечить оперативное консультирование выпускников ПОО о возможностях трудоустройства.

В качестве инструмента для этого возможно использовать цифровую платформу ЦОПП, содержащую информационно-справочные материалы и документы по вопросам профориентации и трудоустройства, а также сведения о положении на рынке труда и предложения работодателей.

Кроме этого, необходимо обеспечить взаимодействие между ЦОПП субъектов Российской Федерации, в целях информирования о наличии вакансий по профессиям и специальностям для возможного трудоустройства выпускников ПОО.

3. В соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 12.05.1999 N 1283 «О создании Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.10.2001 N 3366 «О программе «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования» в субъектах Российской Федерации должны быть созданы Центры содействия трудоустройству. Задачи центров:

— взаимодействие с ЦОПП, центрами занятости населения, органами власти, общественными организациями и другими организациями, индивидуальными предпринимателями по вопросам содействия занятости и трудоустройству выпускников, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ;

— консультация студентов выпускных курсов и выпускников об имеющихся возможностях по трудоустройству, в том числе для выпускников с инвалидностью и ОВЗ (в том числе организации работы горячих линий);

— системная работа с привлечением рекрутинговых агентств, «крупных IT компаний-агрегаторов (например: Яндекс.Работа, вакансии Работа в России, headhunter.ru, profi.ru, superjob.ru и другие), с выработкой специальных услбвий для содействия и помощи в трудоустройстве выпускников, включая базу соответствующих вакансий, бесплатные карьерные консультации и др.;

— психологическая поддержка выпускников, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ;

— поиск вариантов социального партнерства с предприятиями, организациями и учреждениями, заинтересованными в кадрах, и проведение мероприятий, содействующих занятости выпускников;

— формирование банка вакансий выпускников профессиональных образовательных организаций, в том числе для выпускников с инвалидностью и ОВЗ;

— повышение уровня конкурентоспособности и информированности студентов и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда с целью обеспечения максимальной возможности их трудоустройства.

4. Руководителям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, необходимо предусмотреть организацию временных форм занятости выпускников (работа в качестве экспертов, сельскохозяйственные работы и другие временные работы), трудоустройство выпускников в подведомственные образовательные организации, в том числе в качестве мастеров производственного обучения.

5. Руководителям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, рекомендуется организовать проведение видеоконференции с использованием дистанционных технологий с руководителями ПОО и выпускниками ПОО при участии представителей работодателей, центров занятости населения, рекрутинговых агентств и иных представителей по информированию о наличии вакансий на рынке труда, а также организовать информационное сопровождение вопросов трудоустройства выпускников ПОО и работу горячей линии по вопросу трудоустройства выпускников ПОО.

Читайте также:  В 2023 ГОДУ БУДУТ ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

6. Деятельность ПОО по содействию трудоустройства выпускников должна предусматривать работу с выпускниками с инвалидностью и ОВЗ.

К проведению работы с выпускниками с инвалидностью и ОВЗ рекомендуется привлекать базовые профессиональные образовательные организации (БПОО) и ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального образования (РУМЦ СПО).

На базе БПОО субъектов Российской Федерации может быть оказана необходимая помощь специалистам ПОО и работодателям. Такая помощь может включать вопросы: создания необходимых условий в процессе трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ, сопровождения их в процессе адаптации на рабочем месте, а также оборудования рабочих мест для лиц с инвалидностью разных нозологических групп.

РУМЦ СПО должны обеспечить экспертно-консультационную деятельность, в том числе работу горячих линий по вопросам приема, обучения и дальнейшего трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ, а также разработать методические материалы и рекомендации для ПОО и работодателей (по оборудованию рабочего места и созданию необходимых условий на предприятиях). Обращения к РУМЦ СПО должны быть возможны вне зависимости от территориальной принадлежности.

7. ПОО, РУМЦ СПО, Центрам содействия трудоустройству необходимо оказать консультационную поддержку выпускникам ПОО, в том числе выпускникам с инвалидностью и ОВЗ, изъявившим желание выйти на самозанятость, по вопросам видов деятельности, оформления самозанятости, включая вопросы по регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, налогообложения и т.д.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо рассмотреть вопрос по включению целевой группы выпускников ПОО в комплексные программы по вовлечению в предпринимательскую деятельность и содействию создания собственного бизнеса, включая поддержку создания сообществ начинающих предпринимателей и развитие института наставничества.

Б. Предлагаемые меры, направленные на продолжение обучения выпускников ПОО.

1. В соответствии с частью 5 статьи 68 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

Таким образом, выпускники имеющие профессию, могут продолжить обучение по специальности.

2. Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. За детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшими профессиональное обучение в рамках освоения образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, сохраняется право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Кроме этого, согласно части 1 статьи Федерального закона N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом N 273-ФЗ.

3. Согласно части 1 статьи 73 Федерального закона N 273-ФЗ профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

В этой связи, руководителям ПОО необходимо провести анализ качественных параметров состава выпускников ПОО, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ, желающих получить среднее профессиональное образование и (или) профессиональное обучение, и обеспечить информирование о возможностях получения среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения.

Руководителям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, совместно с руководителями ПОО необходимо организовать работу по внесению изменений в государственные задания ПОО, по корректировке контрольных цифр приема на соответствующий учебный год (в случае необходимости) в целях продолжения обучения выпускников ПОО.

В. Примерный перечень ресурсов, который возможно использовать для организации трудоустройства, получения практических навыков и компетенций, организации самозанятости, находящийся в свободном доступе сети «Интернет» (прилагается).

Приложение к рекомендациям

Примерный перечень ресурсов, который возможно использовать для организации трудоустройства, получения практических навыков и компетенций, организации самозанятости, находящийся в свободном доступе сети «Интернет»

Минпросвещения предложило меры, направленные на содействие трудоустройству выпускников организаций среднего профобразования и на продолжение их обучения в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательного процесса.

Приведен примерный перечень ресурсов, который можно использовать для организации трудоустройства, получения практических навыков, компетенций и организации самозанятости.

Досье на проект

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке организации и осуществления деятельности центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, показатели эффективности деятельности Центра карьеры (центра содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования и типовой перечень показателей эффективности деятельности Центра карьеры (центра содействия трудоустройству выпускников) профессиональных образовательных организаций.

2. Рекомендовать образовательным организациям высшего образования и профессиональным образовательным организациям руководствоваться Положением, утвержденным настоящим постановлением, при организации и осуществлении деятельности центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций (далее — центры карьеры).

3. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать в пределах своей компетенции содействие в деятельности центров карьеры.

УТВЕРЖДЕНОпостановлением Правительства Российской Федерации

от » » ___________ 2022 г. N ___

Положение о порядке организации и осуществления деятельности центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления деятельности центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций (далее — Центры карьеры)

2. Настоящее Положение распространяется на образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации при осуществлении деятельности Центра карьеры.

3. Субъекты Российской Федерации в части организации и осуществления деятельности центров профессиональных образовательных организаций вправе, руководствуясь настоящим Положением, утверждать собственные акты, регулирующие их деятельность, в целях учета региональной специфики рынка труда и системы содействия занятости.

4. В настоящем Положении используются следующие понятия:

«Центр карьеры (центр содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования» — структурное подразделение образовательной организации высшего образования, реализующее функции по содействию занятости студентов и трудоустройству выпускников.

«Центр карьеры (центр содействия трудоустройству выпускников) профессиональной образовательной организации» — структурное подразделение профессиональной образовательной организации, реализующее функции по содействию занятости студентов и трудоустройству выпускников.

«Базовый центр карьеры (центр содействия трудоустройству выпускников)» — регионально значимая структура, координирующая деятельность профессиональных образовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по содействию занятости студентов и трудоустройству выпускников.

«Цифровая карьерная среда» — цифровой сервисно-аналитический сбор, учет, анализ информации и функциональных решений, аккумулирующий деятельность Центра карьеры образовательной организации высшего образования.

Читайте также:  КАКИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ СЛЕДУЕТ ВКЛЮЧИТЬ В СВОЕ РЕЗЮМЕ

5. Целью деятельности Центра карьеры является содействие занятости студентов и трудоустройству выпускников.

6. Центр карьеры (центр содействия трудоустройству выпускников) подразделяется на следующие типы:

Центр карьеры (центр содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования;

Центр карьеры (центр содействия трудоустройству выпускников) профессиональных образовательных организаций;

Базовый центр карьеры (центр содействия трудоустройству выпускников).

7. Основными функциями Центра карьеры (центра содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования являются:

а) сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников;

б) оказание содействия учебным подразделениям в организации стажировок и практик, предусмотренных учебным планом;

в) организация временной занятости студентов;

г) взаимодействие с местными органами власти, в том числе с центрами занятости населения, общественными организациями и объединениями, заинтересованными в улучшении положения студентов и выпускников на рынке труда;

д) сбор, обобщение, анализ и предоставление студентам информации о состоянии и тенденциях рынка труда, о требованиях, предъявляемых к соискателю рабочего места, формирование банка данных вакансий, предлагаемых работодателями по соответствующим специальностям и направлениям подготовки;

е) повышение уровня конкурентоспособности и информированности студентов и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда с целью обеспечения максимальной возможности их трудоустройства;

ж) проведение организационных мероприятий (ярмарок вакансий, дней карьеры, презентаций предприятий и организаций работодателей и др.).

з) осуществление системного мониторинга трудоустройства студентов и выпускников;

и) создание условий для формирования индивидуального цифрового следа обучающихся и выпускников образовательной организации высшего образования;

8. Основными функциями Центра карьеры (центра содействия трудоустройству выпускников) профессиональных образовательных организаций являются:

а) организация временной занятости студентов и стажировок выпускников;

б) сбор, обобщение, анализ и предоставление студентам и выпускникам информации о состоянии и тенденциях рынка труда, о требованиях, предъявляемых к соискателю рабочего места;

в) формирование банка данных вакансий, предлагаемых работодателями по соответствующим профессиям и специальностям, предоставление выпускникам информации о вакантных местах работодателей;

г) организация мероприятий по содействию занятости студентов и выпускников (ярмарок вакансий, дней карьеры, презентаций работодателей, экскурсий на предприятия, тренингов и др.);

д) обучение навыкам деловой коммуникации, эффективных собеседований с работодателями;

е) содействие построению траектории профессионального развития, обучение навыкам планирования карьеры;

ж) консультирование по вопросам трудового и налогового законодательства, предоставление выпускникам информации об особенностях ведения предпринимательской деятельности и деятельности в форме самозанятости;

з) оказание психологической поддержки, в том числе по преодолению негативного состояния, вызванного трудностями при поиске работы;

и) выявление профессиональных предпочтений студентов, оценки готовности к осуществлению профессиональной деятельности по полученной профессии, специальности, к осуществлению предпринимательской деятельности и деятельности в сфере самозанятости;

к) осуществление системного мониторинга занятости студентов и выпускников;

л) участие совместно с иными структурными подразделениями и должностными лицами профессиональной образовательной организации в организации сотрудничества профессиональной образовательной организации с представителями работодателей, центрами занятости населения, заинтересованными общественными организациями и органами власти по вопросам содействия занятости студентов и выпускников;

м) участие совместно с иными структурными подразделениями и должностными лицами профессиональной образовательной организации в организации практической подготовки студентов, предусмотренной учебным планом;

н) иные функции, предусмотренные актами субъектов Российской Федерации, а также положением.

9. Основными функциями базового центра карьеры (центра содействия трудоустройству выпускников) являются:

а) оказание методической поддержки и координация деятельности профессиональных образовательных организаций по содействию занятости выпускников;

б) проведение мониторинга занятости выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения в образовательных организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

в) сбор и тиражирование лучших практик по содействию занятости выпускников;

г) подготовка и распространение аналитических материалов о занятости выпускников, о востребованных на региональном рынке труда профессиях и специальностях среднего профессионального образования, компетенциях и навыках;

д) оценка эффективности деятельности центров содействия трудоустройству профессиональных образовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

е) взаимодействие с Министерством просвещения Российской Федерации, центрами занятости населения, региональными органами исполнительной власти, представителями работодателей, общественными организациями, образовательными организациями, базовыми центрами содействия трудоустройству других регионов и иными организациями в установленной сфере;

ж) иные функции, предусмотренные положением.

10. Организационно-техническое, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение деятельности центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) профессиональных образовательных организаций выполняют базовые центры карьеры (центры содействия трудоустройству выпускников).

11. Организационно-техническое, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение деятельности Центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования выполняет экспертный центр карьеры и реализации профессиональных возможностей студенческих проектных команд молодежи, объединяющего в своей деятельности лучшие отечественные и зарубежные практики содействия молодежи в реализации ее профессиональных возможностей, созданный на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН».

12. Деятельность центра карьеры регулируется положением о Центре, определяющим его задачи, функции, права и обязанности работников, порядок организации работы, реорганизации и ликвидации Центра карьеры.

13. Положение о Центре карьеры (центре содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования утверждается руководителем образовательной организации высшего образования.

14. Положение о Центре карьеры (центр содействия трудоустройству выпускников) профессиональных образовательных организаций утверждается руководителем профессиональной образовательной организации.

15. Положение о базовом Центре карьеры (центре содействия трудоустройству выпускников) утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования и (или) в сфере труда и занятости населения.

16. В своей деятельности Центр карьеры руководствуются законодательством Российской Федерации, уставами образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, локальными нормативными актами, а также настоящим Порядком.

17. Координацию деятельности Центра карьеры осуществляет должностное лицо в соответствии с установленным в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организаций распределением обязанностей.

18. Структуру, численность и штатное расписание, изменения в структуру и штатное расписание Центра карьеры утверждают руководитель образовательной организации высшего образования и руководитель профессиональной образовательной организации.

19. Трудовые обязанности работников Центра карьеры, условия их труда определяются трудовыми договорами, заключаемыми с каждым работником, Правилами внутреннего распорядка и иными локальными нормативными актами образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, а также должностными инструкциями работников Центра карьеры.

20. Информация о Центре карьеры размещается на официальных сайтах образовательной организации высшего образования и профессиональной образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

21. Центр карьеры может использовать в своей работе цифровую карьерную среду для выполнения учетно-сервисной функции.

22. Центр карьеры совместно с иными структурными подразделениями и должностными лицами образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций участвует:

а) во внедрении механизма «обратной связи»: работодатель — образовательная организация высшего образования, профессиональная образовательная организация (проведении исследований по определению уровня удовлетворенности работодателей качеством подготовки кадров, выявления предпочтений работодателей по освоенным выпускниками знаниям, умениям, навыкам и компетенциям);

б) в вовлечении представителей работодателей в качестве экспертов в проведении конкурсов профессионального мастерства, чемпионатов, демонстрационного экзамена;

в) в проведении профессионально-ориентирующих мероприятий, мероприятий по профессиональной агитации (лекции, мастер-классы и воркшопы с представителями работодателей).

Приложение N 1к настоящему Положению

Показатели эффективности деятельности Центра карьеры (центра содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования)

Приложение N 2к настоящему Положению

Типовой перечень показателей эффективности деятельности Центра карьеры (центра содействия трудоустройству выпускников) профессиональной образовательной организации

Перечень показателей эффективности деятельности Центра карьеры (центра содействия трудоустройству выпускников) профессиональной образовательной организации, периодичность оценки и порядок сбора включая источники данных определяются субъектами Российской Федерации на основе настоящего типового перечня.

Субъекты Российской Федерации или уполномоченные ими базовые центры карьеры (центры содействия трудоустройству выпускников) предоставляют в адрес Минпросвещения России сводные показатели эффективности деятельности центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) профессиональных образовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по запросу.

В вузах и техникумах планируется создать центры карьеры (центры содействия трудоустройству выпускников), которые будут организовывать временную занятость студентов и стажировок выпускников, ярмарки вакансий, экскурсии на предприятия и др. Структуру, численность и штатное расписание центров утвердят руководители образовательных организаций.

Центры совместно с иными подразделениями и должностными лицами образовательных организаций будут участвовать в т. ч. в вовлечении представителей работодателей в качестве экспертов в проведении конкурсов профессионального мастерства, чемпионатов, демонстрационного экзамена, в проведении лекций, мастер-классов и воркшопов.

Приводятся показатели эффективности деятельности центров.

Оцените статью
Содействие занятости
Добавить комментарий