СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ Содействие занятости

Кажется, что эта сумма далека от реальности: средняя зарплата в стране в 2022 году, по предварительным данным Росстата, составляла 64 191 ₽. Но, оказывается, есть выпускники, которые действительно столько зарабатывают.

Мы посмотрели на исследования и узнали, что повышает шансы получать выше рынка.

По данным Росстата, лишь половина россиян работает по профессии, полученной в вузе.

Читатели Тинькофф Журнала, которые решили трудиться по специальности, вспомнили, как начинали карьеру. Собрали их истории о выборе профессии, поступлении в университет и поисках первой работы.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Исследователи выявили вакансии с самыми высокими зарплатами для тех, кто совсем недавно окончил вузы или колледжи, — предлагают их в транспорте и в логистике. Чуть ниже доход будет в производстве и в агропроме. При этом, как ни странно, доход ниже среднего ожидает молодых соискателей в IT-сфере. В настоящее время в России из-за кадрового дефицита эксперты фиксируют рост «рынка кандидата», а это значит, что компании готовы хорошо платить даже начинающим специалистам. Как начать карьеру молодым людям после вузов — разбирались «Известия».

Более половины россиян не работают по специальности, полученной в вузе. Это следует из исследования Российского государственного социального университета (РГСУ), с которым ознакомились «Известия».

В исследовании приняли участие свыше 1 тыс. респондентов, большая часть из них— недавние выпускники вузов в возрасте до 30 лет (77,2%).

На вопрос «Работаете ли Вы по полученной в вузе специальности?» 57,2% респондентов ответили «нет», остальные 42,8% подтвердили трудоустройство по полученной профессии.

«Это серьезная проблема для высшей школы и экономики страны. Такое положение дел вызвано несколькими факторами: оторванностью вузов от изменяющихся запросов рынка труда и прошлым сокращением средних специальных учебных заведений, которые давали базовую профессиональную подготовку. Наконец, немалую роль играет стереотип о том, что высшее образование — это обязательный элемент успешной карьеры», — сказал первый проректор РГСУ Джомарт Алиев.

Всё это приводит к тому, что молодые специалисты либо не могут найти работу по профессии, либо разочаровываются в выбранной специальности, добавил он.

Также он подчеркнул, что в РГСУ взят курс на системное взаимодействие с работодателями, что позволяет построить учебный процесс с учетом современных требований и, тем самым, организовать профильное трудоустройство выпускников. Вместе с дипломами лучшим студентам вручается реальное предложение от работодателя о трудоустройстве.

В конце июня выяснилось, что каждый пятый россиянин считает своего начальника самодуром. К числу самых раздражающих качеств руководителей респонденты отнесли самодурство, нервозность и склонность к микроменеджменту.

Сотрудники стали чаще работать по специальности. Диплому соответствует профессия 40% сотрудников в России, посчитали в сервисе Работа.ру. Это на 9% превышает цифры, которые в конце 2022 года озвучил Росстат.

Рост популярности выбранной в вузе профессии подтверждают и данные других исследований. Более 60% выпускников педагогических вузов планируют найти работу по профессии, сообщил SuperJob. Еще семь лет назад лишь 25% выпускников с дипломом педагога собирались работать в школе. Среди выпускников педагогических вузов доля работающих по профессии высока, объясняет Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС. » Просто многие из них занимаются репетиторством, преподают онлайн и «не доходят» до школ», — говорит она.

Больше всего работающих по специальности среди выпускников медицинских вузов — порядка 97%, а также среди фармацевтов — более 90%, отмечает Клячко.

Высшее образование дает знания широкого спектра, считает Павел Травкин, научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ. В итоге многие выпускники, даже выбирая работу не по специальности, используют полученные в вузе знания.

Доля выпускников, которые устраиваются на работу по специальности, падает в сферах с низким уровнем зарплат, поясняет Травкин. » Поэтому, если в какую-то сферу приходит мало выпускников, это вопрос в первую очередь к размеру предлагаемого вознаграждения», — считает он.

Не все компании всерьез понимают проблему демографического кризиса. » За последние десять лет число молодежи сократилось на четверть. А производительность труда выросла не так сильно, чтобы компенсировать это сокращение», — говорит Травкин.

Работают или ищут работу по специальности только 47% российских граждан, сообщили в hh.ru. У остальных полученные дипломы пылятся на полках. В то же время востребованность полученных знаний растет. Два года назад по специальности трудились или искали работу всего 39% сотрудников.

Опыт работы по специальности есть у 72% выпускников вузов. Сейчас на рынке труда 19% соискателей планируют устроиться не по профессии, а 6% — в смежных отраслях. 11% никогда не трудились по специальности, однако сейчас решили найти работу по профессии, которую получили в вузе.

«Российские студенты поступают в вуз в очень молодом возрасте, моложе, чем их сверстники за рубежом», — рассказывает Марк Агранович, к.э.н., директор Научно-исследовательского центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС. В итоге выбор профессии часто не является осознанным, специальность выбирается по принципу «куда можно поступить». Также часто в выборе профессии слишком активное участие принимают родители или друзья абитуриента, отмечает он.

Работающих по профессии российских специалистов стало больше на 8% за два года

Среди причин, по которым выпускники не идут работать по специальности, указанной в дипломе, — отсутствие вакантных мест или низкая зарплата, отмечает Агранович. Низкий доход указали 35% респондентов исследования hh.ru в причинах трудоустройства не по профессии, 36% рассказали, что найти место по специальности трудно, еще 28% сообщили о смутных перспективах карьерного роста.

«Молодой специалист сталкивается с ситуацией, когда у него есть только диплом, а работодатели предпочитают опытных кандидатов. Выпускники вузов, где есть практика и программы распределения после учебы, гораздо чаще используют свои дипломы по назначению», — говорит Ирина Старжинская, соучредитель HR-агентства SOFI-consult. Стимулировать трудоустройство по специальности можно с помощью дополнительных выплат к зарплате молодым специалистам в наиболее проблемных профессиях, считает Агранович.

«По специальности работает основная часть выпускников-медиков, это отличает их от выпускников практически всех других специальностей», — отмечает Агранович. Также востребованы дипломы выпускников с юридическим, экономическим и инженерным образованием, добавляет Старжинская.

Работодатели высоко ценят диплом, даже если человек устраивается на работу не по профессии. » Вуз в первую очередь учит искать информацию, работать с ней, учит учиться», — считает директор по персоналу компании-разработчика ПО МойОфис Александра Мин. Наличие диплома отражает общий уровень образованности и кругозора соискателя, поясняет Старжинская. Наличие высшего образования часто является обязательным и при этом формальным пунктом вакансии. Соответствие должности работодатели определяют по опыту и навыкам работы кандидата.

Многие соискатели стараются получить необходимые для работы навыки с помощью дополнительного образования. Всевозможные курсы и повышение квалификации прошли 65% сотрудников.

Как правильно начинать карьеру

По общему признанию экспертов, трудоустройство молодых специалистов традиционно сопряжено с некоторыми сложностями. С одной стороны, у молодежи имеются высокие запросы, а с другой — работодатель готов платить высокие зарплаты только за опыт и реальные успехи. Поэтому для молодых специалистов важно сначала получить опыт работы, поскольку длительное пребывание в статусе безработного будет вызывать у работодателей настороженность и получить выгодное предложение станет труднее.

Еще один важный момент для построения правильной карьеры — не менять работу слишком часто, советует экс-замминистра здравоохранения и соцразвития РФ, профессор Финансового университета при Правительстве России Александр Сафонов.

— Лояльность — не последнее качество среди тех, которые ценит работодатель. Если же кандидат раз в несколько месяцев меняет работу, то претендовать на карьерный рост бесполезно: начальник будет ставить такого человека на простые задачи, где вряд ли можно будет получить необходимые навыки, — поясняет чиновник.

По его мнению, профессия программиста для молодых специалистов остается одной из наиболее выгодных с точки зрения перспективы. Поначалу зарплата может быть средней, на уровне 50–70 тыс. рублей. А если специалист сможет разрабатывать программы самостоятельно, она шагнет сразу до 200 тыс. более, добавляет он.

— Инженеры тоже сейчас очень востребованы, но уровень заработной платы во многом зависит от отрасли. К примеру, АвтоВАЗ предлагает вакансии от 42 тыс. рублей. В Москве можно рассчитывать на 68–200 тыс., а в среднем по России стоимость труда инженера составляет 68–70 тыс. рублей, — пояснил эксперт.

Если у студента нет опыта, а в своих силах он пока что не уверен, начать карьеру без значительных входных барьеров можно в торговле, отмечает эксперт. Из-за нехватки специалистов здесь предложат вакансии с минимальными требованиями.

— Сейчас нужны мерчендайзеры, консультанты, логисты, сборщики заказов. Зарплата на этих позициях варьируется от 40 тыс. до 60 тыс. рублей. Однако если вы хотите проработать в одном учреждении всю профессиональную жизнь, советую становится врачом или учителем, — говорит экс-замминистра Сафонов.

Вместе с тем бывший министр труда РФ, депутат ГД от Партии Роста Оксана Дмитриева рекомендует студентам начинать трудоустройство на последних курсах вузов и по возможности проходить производственную практику уже у желаемого работодателя. Тем более что вузы всё чаще стараются организовать проекты и практикумы вместе с работодателями. В первую очередь это касается наиболее востребованных инженерных и технологических специальностей.

— Государственные программы поддержки молодых специалистов уже более 10 лет действуют в оборонке. Кроме того, такие госпрограммы в бюджетной сфере созданы как на федеральном, так и на региональном уровнях. Особенно востребованы те, кто намерен работать в сельской местности, — поясняет Оксана Дмитриева.

Читайте также:  КУРС ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕР ПО СНАБЖЕНИЮ И ЗАКУПКАМ БЕСПЛАТНО

Руководитель отдела подбора и адаптации Ancor Анна Свергуненко согласна с Дмитриевой: стажировка во время учебы — оптимальное решение, ведь она дает возможность напрямую пообщаться с работодателем, произвести на него впечатление и, возможно, в дальнейшем трудоустроиться в понравившуюся компанию.


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

53% студентов высших и средних специальных учебных заведений планируют работать по специальности, 27% затруднились ответить на данный вопрос, а 20% респондентов осознали, что их не привлекает выбранная профессия.


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

Планы студентов вузов и учащихся ссузов относительно трудоустройства по специальности практически индентичны — 52% студентов вузов и 53% учащихся ссузов планируют работать по специальности.


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

Ожидаемо, что среди респондентов, поступивших в вуз под давлением родственников, лишь 20% планируют работать по специальности, в то время как среди студентов вузов, самостоятельно принимавших решение о поступлении, наблюдается противоположная картина — 62%.


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

Больше половины студентов, планирующих в дальнейшем работать по специальности, уделяют основную часть своего времени обучению (51%). Среди студентов, не собирающихся работать по профессии, — самый высокий процент предающихся безделью и отсиживанию времени в ожидании окончании обучения (24%).


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

Среди студентов вузов не сложилось единого мнения относительно того, как высшее образование способно повлиять на построение успешной карьеры. При этом прослеживается четкая корреляция: студенты, желающие впоследствии работать по специальности, склонны допускать, что наличие высшего образования помогает взойти на карьерный олимп, и, наоборот, студенты, у которых отсутствует мотивация развиваться в профессии, полученной в вузе, склонны думать, что высшее образование, скорее, не оказывает существенного влияния на построение успешной карьеры.


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

В среднем учащиеся и выпускники ссузов оценивают знания, полученные в учебном заведении, выше студентов вузов.


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

Среди выпускников вузов только 30% российских специалистов работают по специальности, которую они получили в учебном заведении. Профессиональная деятельность 40% отечественных работников никак не связана с полученным образованием, а 23% трудоустроены в смежной сфере.


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

33% специалистов с высшим образованием работают по полученной специальности, среди специалистов со средним специальным образованием данный показатель равен 20%.


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

При этом по специальности работают 37% специалистов, принимавших решение о поступлении в вуз самостоятельно, и всего лишь 19% респондентов, поступавших в вуз под давлением родственников.


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

Доля респондентов, удовлетворенных своей нынешней работой, напрямую зависит от того, соответствует ли их образование занимаемой должности: своей работой довольны 50% участников опроса, работающих по специальности, и всего 35% респондентов, выполняющих работу, не связанную с профессией, полученной в вузе.


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

Желание открыть собственный бизнес практически не зависит от соответствия полученного образования занимаемой должности.


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

Среди выпускников, работающих по специальности, наблюдается самый высокий процент респондентов, отдававших большую часть своего времени пребывания в вузе именно обучению (65%).


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

Диплом о высшем образовании стал необходимым фактором при трудоустройстве 72% специалистов, работающих по специальности. Респондентам, трудоустроенным не по специальности, диплом требовался гораздо реже (40%).


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

Знания, полученные в учебном заведении, пригодились всего лишь 18% работников, трудоустроившихся не по специальности, в то время как среди специалистов, работающих по профессии, данный показатель существенно выше (51%).


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

Всего лишь каждый четвертый молодой специалист работает по специальности. Среди респондентов старше 45 лет этот показатель выше (37%).


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

Специалисты с профильным образованием чаще всего работают в таких сферах, как «Юриспруденция» (81%), «Медицина, фармацевтика» (65%), «Добыча сырья» (55%) и «Бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия» (55%).


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

По специальности чаще всего работают выпускники Тюменской области (45%) и Иркутской области (44%).


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

Наибольшей долей трудоустроенных по специальности работников выделяются — ХМАО-Югра (53%), Кемеровская область (45%) и Приморский край (43%).


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

Вуз

Чтобы рассчитывать в будущем на более высокую зарплату, имеет смысл поступать в вуз с особым статусом. Это, например, главный российский вуз — МГУ, университеты, имеющие статус научно-исследовательских, а также участники проекта .

Последний — это государственная программа по повышению конкурентоспособности российских вузов на международном уровне. В проект входят не только столичные университеты, такие как ВШЭ и МФТИ, но и региональные: например, Дальневосточный федеральный, Томский политехнический, Самарский государственный.

По статистике, студенты, которые оканчивают учебные заведения из проекта «, получают прибавку — «золотую премию». Выпускники таких вузов в среднем зарабатывают на треть больше остальных: бакалавры и специалисты — 71 800 ₽ против 52 400 ₽, магистры — 97 100 ₽ против 70 600 ₽.

А вот если речь идет об опорных вузах — созданных на базе нескольких, — золотой премии уже не будет. касается и федеральных университетов, не входящих в проект .


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

Что касается конкретных учебных заведений, в России есть несколько рейтингов, которые оценивают их с точки зрения привлекательности для работодателей. Например, первое место в списке лучших вузов России по версии «Хедхантера» занимает НИУ ВШЭ.

Кроме того, Высшая школа экономики занимает второе место в рейтинге экономических вузов «Суперджоба», уступая лишь МГИМО. По данным «Суперджоба», выпускники Вышки в начале карьеры могут рассчитывать на среднюю зарплату 140 000 ₽.

Если ориентироваться на рейтинги, самым привлекательным вузом для технарей и айтишников можно считать МФТИ: средний заработок выпускников — 250 000 ₽.

Будущим экономистам и юристам стоит присмотреться к МГИМО. Выпускники этих направлений в среднем получают 150 000 ₽ в месяц.

Когда работала по специальности с первого курса

училась на дизайнера в Школе дизайна НИУ ВШЭ

Выбор вуза. Я родилась в Москве. В 12 лет окончила художественную студию с красным дипломом — обычно в этом возрасте туда только записываются. А в старших классах решила поступать на  креативное направление, связанное с дизайном.

Думая о том, где учиться дальше, я заходила на сайты разных вузов и оценивала их оформление. С этим у университетов оказались большие проблемы. Порой приходилось прикладывать невероятные усилия, чтобы просто найти информацию для абитуриентов, что уж говорить о дизайне. Неспособность профильных учебных заведений даже оформить свои ресурсы стала для меня показательной.

Другим важным критерием выбора вуза были вступительные испытания. Сдавать традиционные экзамены по рисунку и живописи я не хотела: такой способ отбора поступающих казался мне устаревшим.

В итоге остановилась на трех местах: Школе дизайна НИУ ВШЭ, Британской высшей школе дизайна и Институте бизнеса и дизайна. Второй вариант отпал  обучения на английском, а у третьего вуза на тот момент отсутствовала аккредитация. Поэтому я решила поступать только в Вышку и остановилась на направлении «коммуникационный дизайн». Документы туда подавала сразу после окончания школы — это было в 2018 году.

Поступление. Абитуриенты Школы дизайна сдавали госэкзамены по русскому и литературе, делали проект и проходили собеседование.

К ЕГЭ я готовилась весь год, пока училась в одиннадцатом классе. О том, что не пройду в выбранный вуз, даже не думала: времени было достаточно, завалить казалось нереальным. Кроме того, я рассматривала обучение на коммерции тоже, а поступить туда просто.

Я ходила в школу с филологической направленностью, поэтому нужные мне предметы у нас преподавали на хорошем уровне. Но чтобы получить больше баллов, решила усилить подготовку и записалась на платные . В результате сдала русский на 87, а литературу — на 96 баллов. Кроме того, приемная комиссия ВШЭ начислила мне три дополнительных балла за итоговое сочинение.

Для творческого испытания я сделала шесть плакатов, посвященных проблеме непонимания между людьми. В работе напомнила о том, как важно быть терпимыми по отношению к окружающим.

Свой проект я подготовила за неделю с помощью «Фотошопа»

Работы абитуриентов оценивали по разным показателям: концептуальности, стилистическому единству, оригинальности, композиции, технике исполнения, выразительности образов. За творческое испытание мне поставили 95 баллов из 100.

Но поступить на бюджет у меня в итоге не получилось: не хватило четырех баллов. Зато мне предложили скидку на обучение: вместо 400 000  в год я могла платить 120 000  Поначалу я, конечно, расстроилась, но теперь даже рада, что так вышло. Чтобы сохранить скидку, нужно было получать высокие отметки. Поэтому я старательно поддерживала свой рейтинг все четыре года бакалавриата.

Учеба. На первом курсе мы изучали историю искусств и компьютерные программы для работы с графикой, разбирались, как создавать проекты. В дальнейшем можно было добавить в расписание курсы по выбору, например каллиграфию, ювелирное мастерство, создание . Еще со второго курса было необходимо посещать майноры — так называются дополнительные занятия для нескольких факультетов одновременно. Я ходила на лекции, посвященные современному искусству, от команды музея «Гараж».

Мое портфолио на сайте вуза

Моим дипломным проектом стала разработка дизайна мобильного приложения. Я представила проект приложения-гида по городским арт-кластерам

Любимым предметом была история искусств. На нем рассказывали, как появились и развивались фотография, театр, архитектура, кинематограф. Конспекты этих лекций старалась вести как можно более подробно. , мне действительно нравилось заниматься, а , такой подход помогал готовиться к экзаменам. Благодаря вниманию к деталям я практически ничего не повторяла: все и так уже было в голове.

На третьем курсе заинтересовалась дизайном мобильных приложений и сайтов, поэтому перешла на программу «дизайн и программирование». На ней учат создавать прототипы цифровых продуктов — от лендингов до разных сервисов. Я видела, что эта ниша круто развивается, и находила ее очень многообещающей.

Студенческая жизнь в ВШЭ была безумно насыщенной — даже несмотря на то, что мои старшие курсы выпали на пандемию ковида. Например, мне удалось поработать в команде студенческой организации вуза HSE Curator — она занимается адаптацией первокурсников и устраивает масштабные мероприятия для всех вышкинцев. Я помогала ребятам с ребрендингом и дизайном соцсетей.

Будни ребят из студенческой организации HSE Curator

Заказы на фрилансе брала с начальных курсов, в основном от знакомых. Моей первой работой стала отрисовка логотипа, за которую я получила 2000 . Сейчас мой доход составляет шестизначную сумму.

Стабильная занятость у меня появилась только на четвертом курсе, когда я уже окрепла как специалист. Тогда я устроилась штатным дизайнером специальных проектов в издания «Лайфхакер» и «Горящая изба». Придумывала концепции и адаптировала их под разные форматы, занималась брендбуком и защищала свои идеи перед командой. Совмещать работу с учебой было тяжело, но реально.

Дальнейший путь. В сфере дизайна смотрят не на диплом, а на портфолио. Поэтому для карьерного успеха не обязательно оканчивать вуз, важнее прокачать необходимые хард- и  и уделить время собственным работам. Учеба в ВШЭ дала мне навык работы над проектами в сжатые сроки, научила презентовать свои идеи и коммуницировать с заказчиками. Преподаватели делились с нами востребованными знаниями, а с однокурсниками я общаюсь до сих пор: мы обмениваемся опытом и помогаем друг другу.

Сейчас я работаю на фрилансе. Свое дело обожаю, как и дизайн в целом, считаю эту область многогранной и прогрессивной. Поэтому получать другую профессию точно не планирую — разве что, возможно, захочу сменить профиль, например перейти из  в 

Я на фоне стены с плакатами

Когда воплотил в реальность юношеские мечты

Выбор вуза. Я учился в физико-математической школе в Воронеже. в девятом классе случайно услышал про термоядерные реакторы — установки, с помощью которых можно получать чистую и практически бесконечную энергию на основе синтеза атомов водорода. После этого у  меня больше не возникало вопросов о том, чем заниматься.

Позже я выяснил, что во Франции строят Международный экспериментальный термоядерный реактор. Решил, что хочу там работать — или, по крайней мере, внести свой вклад в развитие интересной мне отрасли.

В 18 лет окончил школу — это было в 2014 году. Я хотел учиться в Москве и изначально думал подавать документы на факультет проблем физики и энергетики МФТИ. Туда брали в основном олимпиадников, поэтому я пытался участвовать в олимпиаде «Физтех», но безуспешно. Тогда я понял, что путь в этот университет мне закрыт.

Другим вариантом был МГТУ им. Н. Э. Баумана. Там меня интересовал факультет энергомашиностроения, на базе которого работала кафедра ядерных реакторов и установок.

Поступление. В вуз принимали по результатам ЕГЭ: нужно было сдать русский, физику и математику. К экзаменам я готовился вместе с репетиторами.

Русский язык и физику написал на 92 балла, а математику — на 71, и это стало для меня трагедией. Но в год, когда я окончил школу, сильной конкуренции не было и в некоторые вузы зачисляли практически всех. Поэтому я спокойно прошел на бюджет в МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Читайте также:  ВУЗЫ ГОРОДА РЕАЛИЗУЮТ ПРОЕКТ СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ В 2023 ГОДУ

Учеба. Учеба в университете оказалась суровой. Так как я поступил на специалитет, то провел там шесть лет — все эти годы приходилось постоянно ботать. Помню, что на первых двух курсах отчислили половину студентов, а некоторые ребята решили покинуть вуз сами или уходили в академический отпуск.

Обложился материалами и ботаю

В первые годы нас, по сути, обучали инженерному языку. Объясняли, как читать и создавать чертежи, конструировать детали машин и программировать. Кроме этого, мы должны были разбираться в математическом анализе, ядерной физике, электротехнике, метрологии, свойствах материалов и других важных вещах.

Признаюсь, поначалу я чувствовал растерянность. Приходилось часами штудировать древние учебники, и я не понимал, зачем все это нужно. Но спустя время осознал, что теоретические предметы развивали инженерное мышление, которое потом не раз пригодилось в учебе и работе.

На старших курсах мы стали постепенно погружаться в профессию и получать больше актуальных знаний. Разбирались в конструкции и принципах действия реакторов, динамике и законах движения сред. А семинары часто проводили действующие специалисты — инженеры с предприятий.

Курсовые были направлены на практику: в них надо было разработать элемент реакторной установки. Для этого мы пользовались специальным программным комплексом. Например, я задал модель, в которой имитировал аварийные ситуации типа Чернобыля и смотрел, что произойдет. Очень запарился, но результаты получил неплохие: ошибку алгоритм не выдавал, а значит, в  мой реактор не взорвался.

Пары проходили в трех корпусах: главном, учебно-лабораторном и здании нашего факультета. Первый охарактеризовал как красивый и просторный, но передвигаться по нему оказалось неудобно. Второй и третий представляли собой собрание тесных коридоров с аудиториями для занятий — дешево и сердито. Разница между ними была в том, что последний выглядел приятнее.

Еще студенты могли посещать спорткомплекс МГТУ им. Н. Э. Баумана, который считался очень хорошим. Там для нас оборудовали огромный бассейн, маты для единоборств, манеж с резиновым покрытием, теннисные корты и даже скалодром.


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

Быт. Я жил в общежитии № 10 в Госпитальном переулке, которое находится в пяти минутах ходьбы от вуза. Это, пожалуй, его единственное преимущество. Само здание выглядит очень уставшим, и по нему явно плачет капитальный ремонт. Знаю, что сейчас его ремонтируют, а также строят новые корпуса рядом со спорткомплексом университета. Возможно, будущим бауманцам повезет больше.

Несмотря на материальные неудобства, об общажной жизни я всегда вспоминаю с теплотой. Мы с ребятами вместе ботали, готовили еду, отмечали праздники, путешествовали, да и просто ходили друг к другу в гости.

После поступления я сразу записался в профсоюз. Это помогло узнать о разных плюшках для студентов. Например, летом я бесплатно отдохнул в санатории в районе Адлера, но всего один раз, о чем сейчас жалею. Еще ездил в горы на базу «», расположенную в Кабардино-Балкарии. Кроме этого, мне компенсировали проживание в общежитии и затраты на билеты до дома.

На четвертом курсе решил попробовать себя в консалтинге. Я знал, что там баснословные зарплаты, но нужно трудиться по 100 часов в неделю. В Бауманке как раз работал , который организовал тематический чемпионат. На соревнованиях мы с ребятами решали задачки от «Рено» и «Марса», а в финале был кейс от «Бостон Консалтинг Груп». И хотя наша команда неплохо выступила и заняла почетное четвертое место, и я понял, что консалтинг меня не интересует. Хотелось решать действительно важные задачи, а эта сфера мою потребность не закрывала.

Моя вузовская стипендия была небольшой — 3000  в месяц. Деньги предпочитал копить, но иногда позволял себе небольшие радости. А в конце обучения подал на стипендию от одного предприятия и получил единовременную выплату в размере 50 000 .

Мое рабочее место в общежитии

Практика. Недалеко от моего родного Воронежа расположена Нововоронежская АЭС, где я решил пройти практику после четвертого курса. Мне захотелось совместить приятное с полезным: потусоваться дома летом и заодно понять, каково это — работать на станции.

Пришлось немного повозиться с документами, но в итоге все получилось. Правда, позже выяснилось, что попасть в энергоблок, как я хотел изначально, нельзя. Для этого требовалась специальная подготовка и другие бумаги. Да и никто не  на такое ради одного лихого студента.

Поэтому меня отправили в административное здание, где я общался со скучающими конструкторами. Даже экскурсию на станцию не организовали, что стало для меня разочарованием. Но  этот опыт оказался полезен: я понял, что не буду туда устраиваться после выпуска.

Та самая Нововоронежская АЭС

После скучной практики решил устроиться по специальности. До окончания обучения оставалось два года — к тому моменту многие мои друзья, поступившие на бакалавриат, уже выпустились и вышли на биржу труда.

У нас на кафедре преподавали много сотрудников одного конструкторского института «Росатома». Я знал, что там есть работа по моему профилю, и отправил кадровикам резюме. Мне долго не отвечали, и я попробовал написать вузовским лекторам. Один из них позвал меня на собеседование. Разумеется, мальчика с улицы и без диплома на должность инженера устроить не могли. Поэтому я стал техником, то есть стажером.

Работал неполный день: сначала меня взяли на четверть, а потом перевели на половину ставки. Учеба от этого не страдала, а иногда у меня даже получалось трудиться сверхурочно. Только зарплата была откровенно мизерной — от 10 000 до 15 000 .

На работе я встретил много замечательных людей и с интересом погрузился в молодую и активно развивающуюся сферу. В  месте потом прошел преддипломную практику, да и каждый раздел моей выпускной работы был посвящен задачам, которые решали коллеги.

Мой выпускной в вузе. Я лечу на эмалированном тазу, аж искры летят. Меня обливают пивом, а я в каске с чувством абсолютного счастья кричу: «Я инженер!» — и чувствую, что все было не зря

Дальнейший путь. Сейчас я продолжаю трудиться в  организации, куда устроился во время учебы, но на позиции инженера. После повышения мой оклад значительно вырос — теперь он превышает 150 000 .

Кстати, большинство выпускников моего потока работают по специальности на крупных предприятиях. Более того, знаю случаи, когда ребята начинали менять профессию, но потом все равно возвращались в привычную сферу. Вероятно, решающее значение имеет размер зарплаты в нашей отрасли: хорошие специалисты получают достойно.

Специальность

говорить о зарплате по отдельным специальностям и учитывать средние показатели по всем вузам, на верхних строчках рейтинга окажутся те, кто получил образование в области аэронавигации и эксплуатации авиационной и ракетно-космической техники — 123 000 ₽, математики и механики — 114 300 ₽, компьютерных и информационных наук — 97 200 ₽.

Также неплохо зарабатывают медики, но на эти данные могли повлиять коронавирусные выплаты во время пандемии. В апреле — октябре 2020 года врачи стационаров дополнительно получали 80 000 ₽ в месяц, медсестры стационаров и врачи скорой помощи — 50 000 ₽, младший медперсонал стационаров, средний и младший персонал скорой помощи — 25 000 ₽.

Меньше всего зарабатывают те, кто учился на культурологов — 41 200 ₽, ветеринаров и зоотехников — 39 000 ₽, теологов — 33 300 ₽.

Пол

Гендерный разрыв в зарплатах, по данным экономистов НИУ ВШЭ, составляет 37,3%: среднестатистический мужчина, выполняя работу, что и женщина, зарабатывает на треть больше.

тенденция прослеживается в случае с вчерашними студентами. Правда, здесь разрыв несколько меньше: средняя заработная плата выпускниц бакалавриата и специалитета ниже заработной платы выпускников на 24%, магистратуры — на 2,6%.

Например, в математических и компьютерных науках мужчины зарабатывают на 32% больше женщин: 125 300 ₽ против 85 800 ₽. Самая маленькая разница — в юриспруденции: всего 6%.


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

Что важно знать выпускнику

Очевидно, что у сегодняшних выпускников вузов намного больше шансов успешно трудоустроиться. Практически во всех отраслях сейчас есть запрос на сотрудников без опыта и с прицелом на обучение. Причины этого, по мнению экспертов, различны. Но главная — структурные изменения в экономике, произошедшие за последний год. Появились новые рабочие места, а компании предпочитают на новые роли брать молодых специалистов и обучать их.

Что важно понимать выпускнику, который выходит на рынок труда? Зарплата на первом этапе — не главное, считает директор агентства «Талант-маркетинг» Жанна Волкова.

— Конечно, мы все работаем за деньги, однако важно, чтобы первая серьезная работа была плюс-минус в рамках полученной специальности или в смежных сегментах. Стоит рассмотреть бесплатную практику в интересной для вас организации. Это важно для получения опыта и строчки в резюме, — подчеркнула эксперт.

Кроме того, для любой специализированной роли выпускнику без опыта нужно будет пройти обучение — а это стоит денег. Поэтому выгоднее и перспективнее всего выпускнику идти по своей специальности, хотя бы на первом этапе карьеры, полагает Волкова.

Есть стереотип, что хорошо зарабатывать даже с небольшим опытом можно только в IT-сфере, но практика показывает, что это не так, поясняет консультант практики «Производство» рекрутинговой компании Get Experts Надежда Демидова.

— В последние годы в России наблюдается высокий спрос на производственных специалистов. Заводы заключают соглашения с вузами, техникумами, колледжами и центрами занятости, чтобы привлекать молодые кадры как на рабочие специальности, так и на руководящие позиции. Практика подобных соглашений есть в РЭУ им. Плеханова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, МГУ и других вузах.

На старте может показаться, что у начинающих специалистов на производствах невысокие зарплаты. Однако на практике это компенсируется постоянным обучением за счет работодателя, расширенным социальным пакетом и возможностью быстрого роста внутри компании, подчеркивает эксперт.

— Сейчас из-за кадрового дефицита в России мы имеем дело с рынком кандидата, и компании готовы хорошо платить даже начинающим специалистам, — отмечает Анна Свергуненко.

Зачастую для работодателей отсутствие большого опыта даже становится плюсом, так как сотрудника можно обучить под себя, а не переучивать. В итоге работодатель получает члена команды, хорошо знающего внутренние стандарты и рабочие процессы в организации, — поясняет эксперт.

К слову, совсем недавно исследовательский центр SuperJob провел опрос и выяснил, что выпускники вузов 2021–2023 годов из всех округов страны оценивают сложность поиска работы в среднем на 6,7 балла из 10. Основная проблема, с которой сталкиваются выпускники вузов при первом поиске работы, — отсутствие опыта (69%). Еще 10% респондентов назвали выбор ограниченным из-за низких зарплатных предложений. А 8% выпускников отмечают малое число подходящих вакансий. По 1% опрошенных пожаловались на гендерные стереотипы рекрутеров, отсутствие практических навыков для работы и на недобросовестных работодателей.

Где больше платят молодым

СберНПФ и сервис по поиску работы и персонала «Работа.ру» выяснили, в каких сферах и отраслях экс-студентам могут предложить самые большие заработные платы (исследование есть у «Известий»). Оказалось, максимальный уровень дохода молодым специалистам обеспечен в транспорте и логистике (75 тыс. рублей). При этом в сегменте офисных служб и бизнес-услуг готовы платить 67 тыс., еще столько же — в строительстве и недвижимости.

В свою очередь, в производстве и в агропроме среднее зарплатное предложение находится на уровне 63 тыс. рублей. За работу без опыта и специальной подготовки компании сулят 60 тыс. рублей. В сфере услуг недавние студенты могут рассчитывать на доход в 55 тыс. Похожую зарплату готовы платить в индустрии красоты и здоровья.

Читайте также:  Курс Synergy Tester и курс онлайн-тестирования

Исследователей удивило, что доход молодых соискателей в IT и телекоме будет всего на уровне 47 тыс. рублей. Чуть меньше (44 тыс.) предлагают работодатели из сферы культуры и образования, а также маркетинга и рекламы. В торговле новоиспеченным выпускникам предлагают один из самых низких уровней оплаты труда — всего 43 тыс.

Число вакансий для студентов только в августе этого года выросло на 8% по сравнению с прошлогодним августом, пояснил «Известиям» замгендиректора «Работа.ру» Александр Ветерков.

— Средняя зарплата такого специалиста достигла 57 тыс. рублей. Число вакансий растет на фоне дефицита кадров, и работодатели вполне могут рассматривать неопытных кандидатов, — пояснил эксперт.

Однако больше всего вакансий, по его словам, размещено в пользу соискателей без опыта и спецподготовки (23% от общего числа вакансий для молодежи). Преимущественно речь идет о курьерах, операторах call-центров и администраторах. Несколько меньше объем предложений зафиксирован в торговле (21%). Интересно, что в транспорте и логистике, где студентам предлагают самые высокие зарплаты, сосредоточено лишь 15% от общего числа вакансий.

Ректор Академии труда и социальных отношений Нина Кузьмина объяснила читателям «Известий», что сегодня выпускникам вузов легче найти работу, чем, например, несколько лет назад. Тогда острая проблема безработицы среди вчерашних студентов вынудила государство разработать и принять Долгосрочную программу содействия занятости молодежи до 2030 года.

По оценке эксперта, в настоящее время молодому поколению будут рады в обрабатывающей промышленности, а также в медицине и педагогике.

— Многие организации охотно принимают студентов-старшекурсников на практику, присматриваются к ним и приглашают на работу. В коллективных договорах на предприятиях часто встречаются дополнительные положения о поддержке молодых специалистов. И вопрос сейчас скорее в том, чтобы найти работу с зарплатой, которая позволила бы содержать семью и платить ипотеку, — уточнила эксперт.

Руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций Ольга Клинк замечает, что сейчас в дефиците рабочие профессии и высококвалифицированные специалисты, которые сочетают экспертность в том или ином направлении с многофункциональностью, способностью самостоятельно решать проблемы, осваивать новое, работать в группе и руководить людьми.

— Но для того чтобы стать экспертом, необходим опыт, хотя важна и стартовая позиция. Работодатель хочет видеть, что конкретно умеет делать выпускник, и готов за это платить, — говорит Ольга Клинк.

По ее словам, помочь выпускникам стать более конкурентоспособными может свидетельство о квалификации. В отличие от диплома, который рассказывает, как студент учился, какие отметки по дисциплинам и практикам получал, этот документ содержит информацию о квалификации, востребованной на рынке труда. Он понятен работодателю.

По ее словам, пройти независимую оценку квалификации бесплатно вместе с аттестацией и получить свидетельство могут студенты 29 вузов-участников пилотного проекта, курируемого Минобрнауки России. Среди них: ЛЭТИ, МИЭТ, МГСУ, РГУТИС, МСХА имени К. А. Тимирязева, МЭИ, МТУСИ, СПбГТИ(ТУ) и другие.

В Минтруда и Минобрнауки не стали комментировать новые возможности для трудоустройства выпускников вузов.

Опыт работы и цвет диплома

Если студент и учится, и работает, он приобретает опыт, который высоко ценится работодателями, считают авторы доклада НИУ ВШЭ. В том числе и потому, что человек с опытом быстрее адаптируется. Сама способность сочетать работу и учебу также делает выпускника привлекательнее для компаний.

Например, бакалавры, которые совмещают работу и учебу, зарабатывают в среднем на 29% больше выпускников без такого опыта: 61 600 ₽ против 47 700 ₽. Магистры — на 48%: 82 500 ₽ против 55 900 ₽.

Средние зарплаты выпускников с красным дипломом бакалавриата или специалитета выше на 8%. Интересно, что отличники-магистры в среднем зарабатывают почти , сколько и остальные выпускники магистратуры. Авторы исследования НИУ ВШЭ подчеркивают, что красный диплом котируется у работодателей, только если речь о бакалавриате или специалитете.

При этом не все красные дипломы бакалавров и специалистов одинаково ценны: на существенную прибавку к зарплате могут надеяться отличники из ведущих российских вузов, таких как МГУ, НИУ ВШЭ, МИФИ, МФТИ, ИТМО. Выпускники с красным дипломом из крупных и известных учебных заведений в среднем зарабатывают на 40% больше отличников, которые выпустились из менее популярных институтов и университетов.


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

Уровень образования и форма обучения

В 2022 году Лаборатория экономики труда НИУ ВШЭ выпустила подробный доклад о зарплатах выпускников российских вузов, которые закончили обучение в 2018. По нему можно сделать вывод, что наличие диплома — не единственная вещь, на которую обращают внимание работодатели.

Зарплата недавнего студента часто зависит не только от конкретного вуза, но и от уровня и формы образования, специальности, опыта работы, отрасли и региона трудоустройства и даже от пола.

Что касается собственно уровня высшего образования, то здесь все просто: по статистике ВШЭ, чем он выше, тем больше будет зарабатывать выпускник. Средняя зарплата бакалавра — 53 500 ₽, специалиста — 66 100 ₽, а магистра — 75 200 ₽.

Диплом очника перспективнее, чем заочника: выпускники бакалавриата очного отделения в среднем зарабатывают на 4% больше заочников — 55 700 ₽ против 53 800 ₽. Магистры-очники — на 21% больше: 77 900 и 64 600 ₽ соответственно. При этом вечерники — и бакалавры, и магистры — зарабатывают еще больше: 69 900 и 93 700 ₽. Возможно, это потому, что на вечернее отделение почти всегда поступают те, кто уже работает, а заочно часто учатся и вчерашние школьники.


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

Интересно, что почти две трети всех юристов в стране оканчивают именно заочное или очно-заочное, то есть вечернее отделение вуза. Также в лидерах по заочному и очно-заочному образованию наиболее массовые направления подготовки выпускников: экономика и управление — 53%, педагогические науки — 45%.

Реже всего заочная форма обучения встречается в специальностях, связанных с математикой и компьютерными науками — 3%, естественными науками — 7%, а также в здравоохранении — 9%. В последнем случае речь не о врачах, а о фармацевтах.


СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ В МЕСЯЦ

Когда нашел дело всей жизни благодаря лучшему другу

работает специалистом по информационной безопасности

Выбор вуза. Школу я окончил в 2015 году. В старших классах четко понимал, что буду заниматься , связанным с технологиями. Меня всегда это интересовало, в особенности компьютерные игры — как, наверное, было у всех моих ровесников. Сферу ИТ я воспринимал как новое, необычное и интригующее.

Окончательно свою будущую профессию выбрал случайно. Лучший друг решил поступать на информационную безопасность, и я захотел идти туда вместе с ним. У приятеля хорошее чутье на прогрессивные вещи — я понимал, что эта специальность точно окажется крутой и интересной.

Проблема возникла при выборе вуза: учебных заведений, где преподавали нужное направление, было не так много. В итоге мы с другом остановились на РТУ МИРЭА. Понравилось описание факультета на сайте вуза, да и стоимость обучения показалась адекватной — 132 000  в год.

Поступление. Нужно было сдать ЕГЭ по профильной математике и информатике. К экзаменам готовился самостоятельно, но не интенсивно: только решал пробники и задачи прошлых лет. В итоге информатику сдал на 48 баллов, а математику — на 33.

Сам процесс поступления прошел быстро. Я приехал в вуз, показал приемной комиссии свои баллы ЕГЭ, понял, что не прохожу на бюджет, и подал заявление на коммерцию. К счастью, родители хотели, чтобы я получил высшее образование, и считали выбранную мной сферу перспективной, поэтому были готовы платить.

Учеба. Я поступил на специалитет и провел в вузе пять лет. В силу лени и не очень строгого подхода к учебе домашним заданиям много времени не уделял. Зато было интересно во время сессии: помню, как бегал за преподавателями, чтобы сдать долги, и слушал обещания страшных кар.

В вузе нас учили в основном теории, а практических знаний не давали. Хотя сейчас я очень жалею, что пропускал занятия по построению компьютерных сетей, криптографии и программированию. Эти вещи должен знать любой . А прогуливал я пары, потому что не мог слушать преподавателей, которые сухо преподносили материал. Ну и лень, конечно, тоже мешала.

Самыми полезными предметами за все пять лет обучения назвал профильные: основы информационной безопасности и введение в специальность. Их вели профессора, которые умели заинтересовать и грамотно донести самую суть. Нужную теорию они подкрепляли инструкциями о том, как ее применять на практике. Например, мы изучали реальные средства защиты информации и отрабатывали полученные знания, выполняя лабораторные. К сожалению, таких преподавателей было лишь процентов 20.

Большинство других предметов вели люди почтенного возраста, которые даже не всегда знали, как включить компьютер. Это, естественно, сказывалось на качестве преподавания.

Со второго года обучения я начал работать: устроился барменом в ресторан, а потом в одно заведение, где подавали коктейли. Там трудился до конца четвертого курса. Дальше я понял, что пора браться за голову и начинать учиться. Поэтому летом впервые закрыл сессию без задолженностей, и это было ужасно приятно.

С того момента также началось мое развитие как специалиста. Я стал делать доклады и играть в Capture the Flag — соревнования по спортивному хакингу, в ходе которых нужно захватить флаг другой команды.

Перед последним курсом мне захотелось работать по специальности. Тогда я устроился в поддержку компании — интегратора решений в области информационной безопасности.

В первое время я получал 34 000  и трудился в ночную смену, а потом сразу ехал на пары или шел отсыпаться. Помогало то, что на последнем курсе нагрузка была минимальной, иначе совмещать работу с учебой не смог. Весной мне повысили зарплату до 52 000  и, к моей большой радости, перевели в штат на график 5/2.

По вечерам и выходным я писал диплом. Он был посвящен методике аудита информационной безопасности организаций. При подготовке работы полученные в вузе знания никак не пригодились: нужную информацию приходилось искать самостоятельно.

Дальнейший путь. После окончания вуза мне захотелось помочь студентам и дать им практические навыки, которых не хватало мне. Поэтому я пошел работать в свой университет на четверть ставки в качестве ассистента преподавателя.

Занятия проводил по субботам, так что это никак не мешало основной деятельности. Получал около 15 000  в месяц.

Побыв педагогом, я понял, что студентам нельзя давать только материал, который ты считаешь важным, — приходится постоянно оглядываться на методические рекомендации и планы занятий. Но я все равно умудрялся образом организовывать практически направленные лабораторные. Во время них нужно было имитировать информационные атаки или, наоборот, разворачивать защиту своей системы. Тем не менее ребята не горели делать: наверное, уже устали учиться, а может, я не сумел их заинтересовать. Так прошел целый год, но потом я решил уволиться  ужасной бюрократии.

Сейчас я все еще работаю по специальности, но из первой компании, куда устроился во время учебы, успел перейти в другую. В мои задачи входит эксплуатация и сопровождение средств защиты информации. Если говорить простыми словами, я слежу за тем, чтобы все наши системы были исправны и организации не могли навредить злоумышленники.

Параллельно развиваюсь в сторону Development Security Operations, или DevSecOps. Так называется методика создания продукта, когда безопасники активно работают над ним с самого начала. Классический подход предполагает, что они подключаются только ближе к дате релиза. Чтобы сменить фокус, прохожу тематический курс «», читаю разные статьи и изучаю Python. В будущем планирую устроиться на позицию и расти в этом направлении дальше.

У вас есть любимое место, которое помогает настроиться на работу или учебу? Покажите его и станьте героем следующего материала

Оцените статью
Содействие занятости
Добавить комментарий