2. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения»

2. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» Содействие занятости

Профсоюзы, их объединения принимают участие в разработке государственной политики занятости населения, государственных и территориальных программ занятости, проводят общие консультации по этим проблемам с работодателями, их объединениями, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, предлагают мероприятия по социальной защите членов профсоюзов, которые высвобождаются в результате реорганизации или ликвидации предприятий, учреждений, организаций, осуществляют контроль за выполнением законодательства о занятости.

Права и полномочие профсоюзов относительно обеспечения защиты работников от безработицы и ее последствий определяются законодательством и коллективными договорами и соглашениями.

В случае, если работодатель планирует освобождение работников по причинам экономического, технологического, структурного или аналогичного характера или в связи с ликвидацией, реорганизацией, изменением формы собственности предприятия, учреждения, организации, он должен раньше времени, не позднее как за три месяца до намечаемых освобождений предоставить первичным профсоюзным организациям информацию относительно этих мероприятий, включая информацию о причинах последующих освобождений, количество и категории работников, которых это может касаться, о сроках проведения освобождений, а также провести консультации с профсоюзами о мероприятиях по предотвращению освобождений или сведения их количества к минимуму или смягчению неблагоприятных последствий любых освобождений.

Профсоюзы имеют право вносить предложения органам государственной власти, органам местного самоуправления, работодателям, их объединениям о перенесении сроков, временном прекращении или отмене мероприятий, связанных с высвобождением работников, которые являются обязательными для рассмотрения.

Профсоюзы, их объединения имеют право принимать участие и проводить соответствующие консультации по вопросам привлечения и использование в Украине иностранной рабочей силы.

И достойной оплаты труда

Понятие занятости и её виды

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане:

· работающие по трудовому договору,

· занимающиеся предпринимательской деятельностью,

· выполняющие работу по гражданско-правовым договорам,

· избранные, назначенные, утверждённые на оплачиваемую деятельность,

· учащиеся и студенты,

· временно отсутствующие на рабочем месте (нетрудоспособность, отпуск, повышение квалификации и т.д.).

2) неполная (неполная занятость источник безработицы).

Безработица – социально-экономическое явление, обусловленное превышением количества людей, желающих найти работу над количеством имеющихся рабочих мест, соответственно профилю и квалификации претендентов на эти места.

Виды и причины безработицы

· Фрикционная — обусловлена частой сменой работы.

· Структурная — связана с изменениями экономической структуры.

· Сезонная — определяется периодом года.

· Циклическая — связана со спадами и подъёмами экономики.

· Скрытая — обусловлена фактическим отсутствием работы в организации при наличии штата работников.

Деятельности профсоюзов в решении проблемы занятости

Конституция Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации
от 30 декабря 2001 года

Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10-ФЗ
«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Соглашения и коллективные договора

Участие профсоюзов в обеспечении занятости

В Программных документах Федерации Независимых Профсоюзов России определены пути участия профсоюзов в обеспечении занятости:

  • добиваться создания новых рабочих мест с хорошими условиями труда и достойной заработанной платой;
  • добиваться соблюдения законодательства при высвобождении работников и сокращении рабочих мест на предприятиях;
  • содействовать переобучению, повышению квалификации работников;
  • создание условий для развития системы профессионального образования.

Понятие «заработанная плата»

1 Общая характеристика сферы реализации государственной программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

Цель
настоящей государственной программы
– создание правовых, экономических и
институциональных условий, способствующих
эффективному развитию рынка труда.

Для
достижения указанной цели предусматривается
решение следующих задач:

1. Предотвращение
роста напряженности на рынке труда.

2. Привлечение
иностранных работников в соответствии
с потребностями экономики.

3. Содействие
поддержанию высокой квалификации и
сохранению здоровья работников,
обеспечение защиты трудовых прав
граждан.

По
итогам реализация программы ожидается
достижение следующих результатов:


создание условий для формирования
гибкого, эффективно функционирующего
рынка труда;


предотвращение роста напряженности на
рынке труда за счет минимизации уровней
общей и регистрируемой безработицы;


создание в период с 2013 по 2015 год ежегодно
до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для
инвалидов;


удовлетворение не обеспеченного
внутренними ресурсами спроса экономики
на рабочую силу за счёт внешней трудовой
миграции;


снижение численности иностранных
граждан, незаконно осуществляющих
трудовую деятельность в Российской
Федерации;


создание основы для приведения содержания
и структуры профессионального образования
в соответствие с потребностями рынка
труда путем утверждения к 2015 году не
менее 800 профессиональных стандартов;


обеспечение сохранения здоровья
работников за счет улучшения условий
их труда;


обеспечение соблюдения трудовых прав
граждан;


поддержание социальной стабильности
в обществе.

Общий
вклад программы в социально-экономическое
развитие Российской Федерации заключается
создании условий для формирования
гибкого, эффективно функционирующего
рынка труда.

Государственная
программа реализуется в 2013 – 2020 годах.
Этапы реализации программы не выделяются.

В
2010 и 2011 годах государственная политика
в области содействия занятости
реализовывалась в рамках постоянно
действующих программ содействия
занятости населения, а также дополнительных
мер, направленных на снижение напряженности
на рынке труда субъектов Российской
Федерации.

Участниками
мероприятий активной политики занятости
– получателями государственных услуг
в области содействия занятости населения
в 2011 году стали 10,7 млн. человек (в 2010
году — 12,2 млн. человек), из которых 5,4 млн.
человек (в 2010 году — 6,4 млн. человек)
обратились за содействием в поиске
подходящей работы. При содействии
органов службы занятости трудоустроено
3,4 млн. человек (в 2010 году — 4,0 млн.
человек) или 63,3% от общей численности
обратившихся за содействием в поиске
подходящей работы (в 2010 году – 62,1%).

В
2011 году была продолжена реализация
дополнительных мероприятий, позволивших
в 2009-2010 годах стабилизировать ситуацию
на рынке труда, а также снизить социальную
напряженность в обществе.

Участниками
дополнительных мероприятий по снижению
напряженности на рынке труда субъектов
Российской Федерации стали 554,9 тыс.
человек.

Благодаря
реализации дополнительных мероприятий
было создано более 232,2 тыс. постоянных
рабочих мест.

Принятые
в 2010 и 2011 годах меры по стабилизации
ситуации на рынке труда оказали
существенное положительное воздействие
на ситуацию с занятостью населения.

По
данным обследования населения по
проблемам занятости, проводимого
Росстатом, общая численность безработных
граждан снизилась с 5636 тыс. человек в
среднем за 2010 год до 5020 тыс. человек в
среднем за 2011 год (на 11%). При этом уровень
общей безработицы снизился с 7,5% до 6,6%
от численности экономически активного
населения.

Численность
зарегистрированных в органах службы
занятости безработных граждан за
аналогичные периоды снизилась с 1875 тыс.
человек до 1430 тыс. человек (на 24%), а
уровень регистрируемой безработицы –
с 2,5% до 1,9% от численности экономически
активного населения соответственно.

Вместе
с тем на рынке труда существует проблема
трудоустройства граждан, которые в силу
различных причин (социальных, физических
и иных) являются наименее конкурентоспособными.
Это – женщины, имеющие малолетних детей,
многодетные родители, родители
детей-инвалидов, граждане, имеющие
ограничения трудоспособности по
состоянию здоровья, граждане предпенсионного
и пенсионного возрастов, отдельные
категории молодежи (не имеющие
профессионального образования или
выпускники профессиональных образовательных
учреждений без опыта работы) и другие
категории граждан (лица, уволенные с
военной службы, освободившиеся из мест
лишения свободы).

Читайте также:  Учеба в декрете. Как бесплатно получить профессию маме с ребенком?

В
сравнении с зарубежными странами уровень
занятости в России является достаточно
высоким, а уровень безработицы (по
методологии МОТ) – относительно низким.

В
России, в отличие от зарубежных стран,
существует большой разрыв между данными
по безработице, определяемыми в
соответствии с методологией МОТ по
результатам выборочного обследования
населения по проблемам занятости (общая
безработица) и административными
данными, формируемыми органами службы
занятости (регистрируемая безработица).

Этот
разрыв во многом объясняется несоответствием
возможностей органов службы занятости
и ожиданий безработных.

Во-первых,
пособие по безработице не обеспечивает
необходимого уровня замещения утраченного
заработка даже на уровне, необходимом
для сохранения здоровья человека и
обеспечения жизнедеятельности. Во-вторых,
имеющиеся в органах службы занятости
вакансии зачастую не отвечают запросам
граждан, ищущих работу, так как в основной
массе содержат позиции с низкооплачиваемыми
рабочими местами, тяжелыми условиями
труда. В-третьих, в обществе широко
распространено мнение о том, что
государственная служба занятости
населения не способна оказать реальную
помощь в трудоустройстве.

В
целях повышения эффективности деятельности
органов службы занятости как посредника
между работодателями и гражданами,
ищущими работу, необходимо создание
стимулов для обращения в органы службы
занятости как работодателей за подбором
необходимых работников, так и граждан
для поиска подходящей работы.

Модернизация
российской экономики и ее дальнейшее
развитие будет сопровождаться увеличением
спроса на труд в целом, а также изменением
его профессионально-квалификационной
структуры, которые не в полной мере
смогут удовлетворяться за счет
национальных трудовых ресурсов. В
сложившейся ситуации назрела необходимость
оптимизации внешних миграционных
потоков в соответствии с потребностями
социально-экономического и демографического
развития страны.

Переход
от товарно-сырьевого к инновационному
социально ориентированному типу
экономического развития требует
комплекса преобразований, важнейшим
из которых является развитие человеческого
потенциала России. Значительную роль
в этом играет решение задачи по приведению
содержания и структуры профессионального
образования в соответствие с потребностями
рынка труда.

Для
этого необходимо провести модернизацию
профессиональных образовательных
программ, с учетом потребностей рынка
труда, которая должна быть отражена в
национальной системе квалификаций.
Национальная система квалификаций
станет основой для обучения работников
с учетом требований рынка труда, а также
будет способствовать лучшей расстановке
и использованию кадров на производстве,
включая бюджетный сектор экономики.

Учитывая,
что значительная часть социальных
обязательств государства перед населением
выполняется государственными
муниципальными учреждениями необходимо,
постоянно повышать квалификацию,
профессионализм, инициативность и
заинтересованность работников этих
учреждений в результатах своего труда.
Для этого, в свою очередь, помимо
формирования национальной системы
квалификаций, необходимо формирование
действенных инструментов стимулирования
работников к повышению своих личных
деловых и профессиональных качеств,
применению в своей работе новых
образовательных технологий. Учитывая,
что важнейшим инструментом управления
мотивацией персонала оплата труда,
целесообразно совершенствовать систему
оплаты труда работников, увязывая
заработную плату с количеством и
качеством труда.

Необходимо
привлечение и закрепление в бюджетном
секторе квалифицированных специалистов,
в том числе путем создания рабочих мест
конкурентоспособных на рынке труда.
Это, в свою очередь, обуславливает
необходимость повышения заработной
платы в бюджетном секторе до
конкурентоспособного уровня.

Согласно
прогнозным данным Минэкономразвития
России в течение 2013-2020 годов в России
будет наблюдаться устойчивая тенденция
сокращения численности населения
трудоспособного возраста (примерно на
1 млн. человек ежегодно), что приведет к
снижению численности экономически
активного населения и, как следствие,
— к сокращению предложения трудовых
ресурсов.

Численность
занятых в экономике будет сокращаться
с 68,3 млн. человек в 2012 году до 67,4
млн. человек в 2015 году, а в 2020 году
может составить 66,6 млн. человек.

На
фоне роста экономики и сокращения
предложения трудовых ресурсов в
долгосрочном периоде ожидается снижение
безработицы до 3,9 млн. человек в 2020 году
(5,5% от численности экономически активного
населения). Снижению безработицы будет
существенно способствовать изменение
демографической структуры: значительно
сократится численность молодежи, в
наибольшей степени подверженной риску
безработицы.

Исходя
из прогнозируемой общей численности
безработных, соотношения численности
зарегистрированных безработных и общей
численности безработных (около 30%),
среднегодовая численность зарегистрированных
безработных в 2013-2017 годах стабилизируется
на уровне 1,4 млн. человек. По мере
повышения качества предоставляемых
услуг в области содействия занятости
населения увеличится численность
безработных граждан, обращающихся в
органы службы занятости. В этой связи
прогнозируется сближение регистрируемой
и общей безработицы до 38% к 2020 году,
сопровождающееся некоторым ростом
численности безработных граждан,
зарегистрированных в органах службы
занятости населения. Уровень регистрируемой
безработицы стабилизируется и не
превысит 2% от численности экономически
активного населения.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2147; 2017, N 15, ст. 2200; N 52, ст. 8134; 2018, N 3, ст. 522; N 15, ст. 2131; N 53, ст. 8646; 2019, N 1, ст. 53; N 14, ст. 1538; N 49, ст. 7136; 2020, N 14, ст. 2124; N 52, ст. 8884; 2021, N 15, ст. 2561; N 40, ст. 6828; N 49, ст. 8227).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 г.

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 29 ноября 2022 г. N 2159

Изменения,которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения»

1. В подразделе 3 раздела I:

а) абзацы четырнадцатый и пятнадцатый изложить в следующей редакции:

«Целью второго этапа является проведение комплексной модернизации центров занятости населения в субъектах Российской Федерации в рамках региональных проектов, направленных на повышение эффективности службы занятости.

Субъектам Российской Федерации, утвердившим в региональных проектах, направленных на повышение эффективности службы занятости, мероприятия по повышению средней заработной платы работников центров занятости населения, доведению ее до уровня среднемесячного дохода от трудовой деятельности в субъекте Российской Федерации, начиная с первого календарного года реализации регионального проекта, направленного на повышение эффективности службы занятости, предусмотревшим необходимые на эти цели средства в бюджете субъекта Российской Федерации, предоставляется субсидия из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по проведению текущего ремонта, оснащению и приведению к единому фирменному стилю зданий и помещений центров занятости населения.»;

3. В пункте 13 приложения N 25 к указанной Программе слова «Орган исполнительной власти субъекта» заменить словами «Исполнительный орган субъекта».

4. Приложение N 31 к указанной Программе изложить в следующей редакции:

«ПРИЛОЖЕНИЕ N 31к государственной программеРоссийской Федерации «Содействиезанятости населения»(в редакции постановленияПравительства Российской Федерацииот 29 ноября 2022 г. N 2159)

ПРАВИЛАпредоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации отдельных мероприятий региональных проектов, направленных на повышение эффективности службы занятости, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Содействие занятости», входящего в состав национального проекта «Демография»

Читайте также:  КОГДА ВЫХОДНЫЕ В РОССИИ

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации отдельных мероприятий региональных проектов, направленных на повышение эффективности службы занятости, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Содействие занятости», входящего в состав национального проекта «Демография» (далее соответственно — субсидии, региональные проекты).

В региональных проектах в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, предусматриваются следующие мероприятия:

проведение ремонта зданий центров занятости населения;

оснащение и приведение к единому фирменному стилю зданий и помещений центров занятости населения;

создание централизованной системы управления центрами занятости населения;

внедрение требований стандартов по осуществлению полномочий в сфере занятости в деятельность центров занятости населения;

увеличение мотивации работников центров занятости населения;

обучение работников центров занятости населения.

2. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по проведению текущего ремонта зданий и помещений центров занятости населения, оснащению и приведению их к единому фирменному стилю.

3. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федеральной службы по труду и занятости как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.

4. Условиями предоставления субсидии на основании соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Федеральной службой по труду и занятости и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее — соглашение), являются:

а) наличие бюджетных ассигнований в бюджете субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется субсидия;

б) наличие правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего мероприятие (результат), при реализации которого возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;

в) заключение соглашения в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».

5. Критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий являются:

а) наличие акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации о создании (реорганизации) юридического лица, включающего следующие структурные подразделения:

центры занятости населения в зависимости от численности населения в трудоспособном возрасте в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации;

подразделения, осуществляющие централизованное управление функционированием центров занятости населения;

б) согласованный межведомственной рабочей группой, сформированной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, региональный проект.

6. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

7. Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации (

2. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения»

) на текущий ремонт зданий и помещений центров занятости населения, оснащение и приведение их к единому фирменному стилю, определяется по формуле:

С — объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год;

2. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения»

— потребность i-го субъекта Российской Федерации в субсидии с учетом предельного уровня софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации;

n — количество получателей субсидий (субъектов Российской Федерации).

8. Потребность i-го субъекта Российской Федерации в субсидии с учетом предельного уровня софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации (

2. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения»

2. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения»

— предельный уровень софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

9. Порядок и условия возврата средств из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения обязательств по достижению значений результата использования субсидии, предусмотренного соглашением, а также основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер ответственности определяются в соответствии с пунктами 16 — 18 и 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».

10. В случае нарушения субъектом Российской Федерации целей, установленных при предоставлении субсидии, к нему применяются бюджетные меры принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

11. Оценка эффективности использования субсидий осуществляется Федеральной службой по труду и занятости на основании сравнения установленных соглашением и фактически достигнутых субъектом Российской Федерации по итогам отчетного финансового года значений результата использования субсидий — количество центров занятости населения (территориальных подразделений), в которых реализованы региональные проекты.

12. Показателями достижения результата использования субсидий являются:

сокращение среднего времени трудоустройства граждан,

обратившихся в центр занятости населения за содействием в поиске подходящей работы (дней);

сокращение среднего времени состояния на регистрационном учете в качестве безработного в центре занятости населения (продолжительности безработицы, дней).

Указанные показатели оцениваются по состоянию на 31 декабря года, следующего за годом предоставления субсидий.

13. Ответственность за достоверность представляемых в Федеральную службу по труду и занятости сведений и соблюдение условий, установленных настоящими Правилами и соглашением, возлагается на высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации.

14. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и уполномоченными органами государственного финансового контроля.».

В
ходе реформирования российской экономики
активная государственная политика
занятости населения осуществлялась и
осуществляется путем разработки и
реализации федеральных и региональных
(территориальных) программ содействия
занятости населения сроком на два-три
года или на пять лет. Наряду с федеральными
и региональными разрабатываются так
же отраслевые программы содействия
занятости.

Для
методического обеспечения разработки
программ Министерство труда и социального
развития РФ в ноябре 2000 г. утверждены
методические рекомендации по разработке
территориальных и отраслевых программы
содействия занятости. В рекомендациях
указано, что программа содействия
занятости населения представляет собой
комплекс социально- экономических,
организационно-хозяйственных,
нормативно-правовых и других мероприятий,
взаимосвязанных по финансовых ресурсам,
исполнителям, срокам реализации и
направленных на: проведение активной
политики занятости и социальной поддержки
безработных (для территориальных
программ); формирование благоприятных
условий занятости в отрасли; профессиональное
развитие персонала, социальную поддержку
увольняемых из отрасли работников, а
также содействие занятости безработных
граждан (для отраслевых программ).

Рассмотрим
основные положения методических
рекомендаций по разработке
территориальных
программ
содействия
занятости. Важнейшие принципы, которых
следует придерживаться при разработке
программы, следующие:

Читайте также:  ЧЕРЕПОВЕЦ ТРУД ВСЕЙ ЗЕМЛЕРОЙЦЫ И ЛЮБЕРЧАН


комплексный подход к решению проблем
занятости и регулирования рынка труда,
который заключается в учете всех факторов
(экономических, социальных, демографических
и др.), способствующих обеспечению
продуктивной занятости населения в
соответствии с потребностью в рабочих
местах;


приоритет активных действий в политике
на рынке труда (содействие в трудоустройстве,
профессиональное обучение и профессиональная
ориентация, общественные работы,
временная занятость, содействие в
развитии предпринимательской инициативы
и др.);


эффективное использование финансовых
средств, направляемых на разработку и
реализацию программы, и минимизация их
затрат. Разработка и реализация программ
осуществляется по следующим этапам:

1.
Принятие органом исполнения власти
субъекта РФ решение
о разработке программы с
указанием сроков разработки и состава
рабочей группы из представителей
территориальных органов исполнительной
власти (прежде всего территориальных
органов Минтруда РФ), объединений
работодателей и объединение профсоюзов.

2.
Формирование
программы.
Это основной этап работы. В программе
должны быть указаны ее цели и задачи,
определены структура и содержание
основных разделов. Осуществлены сбор
необходимых материалов и разработка
проекта программы с расчетами ожидаемых
конечных результатов ее реализации.

3.
Согласование
программы с
Минтрудом РФ.

4.
Утверждение
программы органом
исполнительной власти субъекта РФ.

5.
Управление
реализацией программы
осуществляется ее основным разработчиком
– территориальным органом Минтруда РФ
по вопросам занятости населения. Для
организации работы этим органом издается
приказ, в котором указываются мероприятия,
ответственные исполнители, сроки
выполнения работ и порядок представления
информации о ходе реализации программы.

6.
Контроль за
ходом выполнения программы осуществляет
территориальный орган Минтруда РФ по
вопросам занятости населения совместно
с заинтересованными органами исполнительной
власти субъекта РФ, органами местного
самоуправления, объединениями
работодателей и объединениями профсоюзов.

Структура
программы состоит из:

  • Паспорта
    программы, включающего
    основные сведенья о ней, важнейшие
    показатели, данные о заказчиках,
    разработчиках, исполнителях программы,
    сроках и этапах ее реализации, источниках
    финансирования и др.
  • Введения,
    в котором
    обосновывается необходимость разработки
    программы, показывается ее взаимосвязь
    с другими целевыми программами,
    преемственность с уже реализованными
    аналогичными программами, указываются
    участники, сроки и этапы ее реализации.
  • Анализа
    и прогноза ситуации в сфере занятости
    и на рынке труда. Анализ
    проводится на основе статистических
    данных за последние 2 – 3 года по
    указанному в методических рекомендациях
    перечню показателей о спросе и предложении
    на рынке труда, о численности и составе
    незанятого населения и безработных.
    Прогноз развития ситуации на рынке
    труда осуществляется по показателям
    спроса на труд и предложение труда по
    разным категориям населения в разрезе
    профессий и специальностей.
  • Ключевых
    проблем в сфере занятости и на рынке
    труда. Они
    определяются на основе проведенного
    анализа и прогноза ситуации в сфере
    занятости и на рынке труда.
  • Системы
    мероприятий программы.
    Система должна охватывать
    социально-экономические,
    организационно-хозяйственные и другие
    мероприятия, а также научно-исследовательские
    работы с указанием для них финансовых
    ресурсов, исполнителей и сроков
    исполнения.
  • Ресурсного
    обеспечения программы.
    Указывается конкретные источники
    финансирования и его объемы. Из
    Федерального бюджета финансируются
    выплаты пособий по безработице,
    содержание территориальных органов
    Минтруда РФ, а так же частично – программа
    активной политики занятости. Из бюджета
    субъекта РФ и из местных бюджетов
    финансируются научно-исследовательские
    работы и частично программы активной
    политики занятости. Из внебюджетных
    источников (средства участников
    программы, средства различных фондов
    и общественных организаций, другие
    средства) проводится софинансирование
    программы активной политики занятости
    и другие мероприятия, в реализации
    которых заинтересованы те или другие
    участники программы, фонды и общественные
    организации. Материально-технические
    ресурсы приобретаются головными
    исполнителями в соответствии с
    выделенными финансовыми ресурсами на
    товарных биржах, аукционах, ярмарках,
    непосредственно у производителей и
    др.
  • Организация
    управления программой и контроль за
    ходом ее реализации.
    Эта работа выполняется территориальными
    органами Минтруда РФ по вопросам
    занятости населения, который является
    государственным заказчиком программы.
    Отчеты о ходе реализации программы
    представляются в Минтруд России не
    реже одного раза в год.
  • Оценка
    ожидаемой эффективности реализации
    программы.
    Она проводится по контрольным показателям
    программы, которые должны быть достигнуты
    в результате ее реализации. К ним
    относятся: уровень общей и зарегистрированной
    безработице, средняя ее продолжительность,
    соотношение спроса и предложения на
    рынке труда, масштабы трудоустройства
    граждан, число безработных, получающих
    пособие и др.

В
качестве примера представления материалов
в программе приведем содержание сводной
таблицы спроса и предложения на
территориальном рынке труда, которая
составляется при анализе и прогнозе
ситуации в сфере занятости (пункт 3
структуры программы).

Таблица
15. Сводная таблица спроса и предложения
на территориальном рынке труда

Реализация
программы предполагает взаимодействие
территориальных органов Минтруда РФ
по вопросам занятости населения,
заинтересованных органов исполнительной
власти субъектов РФ, объединений
работодателей, профсоюзов и других
общественных организаций, согласованные
действия которых должны быть направлены
на поддержание и развитие занятости
населения в регионе.

Отраслевые
программы
содействия
занятости населения в отличие от
территориальных разрабатываются для
воздействия на процессы занятости
населения, характерные для предприятий
определенной отрасли экономики. Программы
могут быть краткосрочными (2 – 3 г.) и
долгосрочными, они ежегодно должны
корректироваться с учетом итогов
реализации программных материалов за
прошедший год.

Разработка
и реализация отраслевой программы
предполагает объединение усилий
федеральных органов исполнительной
власти, государственной компании,
отраслевого акционерного общества,
отраслевого объединения работодателей,
отраслевых профсоюзов, органов
исполнительной власти субъектов РФ,
территориальных органов Минтруда РФ
по вопросам занятости населения и других
заинтересованных организаций.

В
отраслевой программе анализируются:
численность и состав персонала, занятого
на предприятиях отрасли в сопоставлении
с динамикой объемов производства;
системы отраслевого профессионального
обучения и переобучения персонала;
динамика числа рабочих мест; состояние
спроса и предложения на рынке труда в
отрасли; состояние социального партнерства
в части обеспечения занятости персонала.
Разрабатывается прогноз спроса на труд
по отрасли и источников обеспечения
предприятий работниками в профессиональном
и квалификационном разрезах. Разрабатываются
меры по обеспечению предприятий отрасли
персонала.

Проводится
обоснование ресурсного обеспечения
выполнение программы с указания
источников и объемов финансирования
затрат. Основной источник финансирования
– средства предприятий отрасли, могут
также привлекаться частные вложения
средств, включая иностранные, а также
средства территориальных внебюджетных
и других фондов. Могут привлекаться
средства федерального и регионального
бюджетов, выделяемых на развитие отрасли
и поддержание занятости населения.

Все
показатели отраслевой программы
приводятся как в целом по отрасли, так
и по каждому субъекту РФ, в котором
имеются предприятия отрасли.

Лекция
6. Организация деятельности Государственной
Федеральной Службы Занятости Населения
РФ (ГФСЗН РФ)

6.1
Объект и направления деятельности
государственной службы занятости
населения. Организационная структура
службы занятости.

6.2.
Общие положения правовых основ занятости
в России.

6.3.
Материальная поддержка безработных.

6.4.
Организация трудоустройства и социальной
адаптации безработных граждан, особо
нуждающихся в социальной защите

Оцените статью
Содействие занятости
Добавить комментарий