Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику Содействие занятости

Москва. 18 октября. INTERFAX.RU — Расходы на государственную программу содействия занятости в следующем году будут на 26 млрд рублей меньше, чем в текущем году, что связано со стабильной ситуацией на рынке труда, несмотря на санкции, сообщил глава министерства труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.

«На госпрограмму (содействия занятости — ИФ) предусмотрено 92 млрд рублей, что на 26 млрд меньше, чем в текущем году», — сообщил Котяков во вторник на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам.

Он уточнил, что такое уменьшение расходов связано с тем, что ситуация на рынке труда «на данный момент остается стабильной», и российская экономика сохраняет устойчивость.

«В начале 2022 года в период усиления санкционного давления мы планировали более массовое высвобождение наших граждан, запланировали ресурс по активным мероприятиям занятости в большем объеме. На сегодняшний день мы видим, что как раз те профилактические меры и мероприятия, которые проводило правительство, дали свои результаты, безработица не проявила всплеска, ситуация держится на контроле», — сказал министр.

Он добавил, что «тот ресурс, который планировали в 2022 году, будет не востребован, до конца года, и мы его планируем вернуть».

«При этом весь комплекс мероприятий, которые сейчас у нас есть в арсенале, будет сохранен на 2023 год. У нас есть договоренность с Минфином, в случае, если вдруг, нам тех ресурсов будет недостаточно в 2023 году по отдельным направлениям, то мы сможем обратиться за дополнительным финансированием. Минфин под это сформирует необходимые резервы», — подчеркнул Котяков.

По данным Росстата, уровень безработицы в России в августе снизился до 3,8%, вновь обновив исторический минимум. До этого, с мая, он держался в значениях 3,9%, что стало минимальным показателем с 1991 года.

В апреле уровень безработицы в РФ был 4%, в марте и феврале — 4,1%, в январе — 4,4%.

Общая численность безработных в России в августе 2022 года составила 2 млн 855 тыс. человек, что на 45 тыс. ниже показателя июля 2022 года.

Федеральный проект

обучение самым востребованным профессиям

Цель обучения это сохранение занятости, трудоустройство или открытие самозанятости, ИП

Каждый курс на 70% состоит из практики

Обучение
по краткосрочным программам

Преподаватели —
практикующие эксперты

Помощь и поддержка
после обучения

Получите образование совершенно бесплатно

«Содействие занятости» — это федеральный проект, цель которого помочь гражданам повысить квалификацию и востребованность на рынке труда, сменить профессию
или открыть свое дело в качестве ИП или самозанятого.

Обучение востребованным профессиям

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Дорожная карта мер господдержки

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Выберите одно
из востребованных направлений

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Выберите одно
из востребованных направлений

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

1. Оставьте заявку в форме

2.
Дождитесь звонка от нашего менеджера с пошаговой инструкцией по выполнению действий.

Поторопитесь принять участие: количество мест становится меньше.

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Ознакомьтесь с Постановлениями Правительства РФ о реализации проекта

Проект реализуется при поддержке

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

Или повысить квалификацию. Выбор за вами

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обучение по самым актуальным профессиям на рынке труда:
от тренера до SMM-специалиста

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Для большинства программ обучения нужен лишь доступ
в Интернет

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Лекции и семинары проводят преподаватели ведущих вузов и образовательных организаций России

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

После обучения вы получите удостоверение или диплом установленного образца

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Карьерная консультация, помощь с оформлением резюме и его передача компаниям-партнерам проекта

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Выберите подходящую
категорию участника

Получите новую профессию или повысьте квалификацию

Категории, выделенные , предназначены для лиц до 35 лет включительно

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Граждане в возрасте 50 лет и старше, граждане предпенсионного возраста

Я мама ребенка до 7 лет и ищу
работу

Я мама в отпуске по уходу за ребенком до 3х лет

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Безработный, состоящий в ЦЗН на учёте

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

*Граждане, не имеющие среднего профессионального и высшего образования

*Я ищу работу уже
4 месяца с даты завершения обучения

Я могу потерять работу из-за ликвидации организации
или сокращения

*Я прошел
военную службу
и ищу работу
более 4 месяцев

*Для граждан в возрасте до 35 лет

Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2022 года № 1545

— лица, получившие удостоверение беженца или свидетельства о предоставлении временного убежища, прибывшие в РФ с территории Украины, ЛНР и ДНР.

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Основное требования к участникам: гражданство Российской Федерации

Ваши карьерные
перспективы после обучения

После обучения вы оформляете и подтверждаете занятость в одном из 3 форматов: трудоустройство по ТК, оформление самозанятости, регистрация своего дела (ИП или ООО).

Если вам нужна помощь с трудоустройством или оформлением занятости,
в процессе обучения вы можете обратиться в наш Центр карьеры.

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Для тех, кто не может найти работу или хочет ее сменить.

  • Получите рекомендации по составлению резюме
  • Найдите работодателя самостоятельно или среди компаний-партнеров проекта
  • Выйдите на стабильный доход

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Для тех, кто давно хотел начать работать на себя.

  • Станьте самозанятым
  • Монетизируйте полученные навыки и увеличьте доход
  • Узнайте, как находить клиентов и эффективно продавать свои услуги

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Открыть свое дело. ИП, ООО — любая форма юрлица

Для тех, кто давно хотел начать работать на себя.

  • Начните свое дело
  • Научитесь составлять качественный бизнес-план
  • Узнайте, как успешно вести и развивать свой бизнес

5 шагов к вашему
карьерному развитию

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Подтвердите заявку на портале Работа в России

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Трудоустройтесь или начните самостоятельную профессиональную деятельность

Вы сможете получать обратную связь
от преподавателей
и студентов в чате платформы или по видеозвонку

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Все учебные материалы, лекции и презентации доступны в любое время

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обучение проходит в офлайн или онлайн формате в зависимости от выбранной программы

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Более 75% наших выпускников начали свое дело и успешно трудоустроились

Станьте дипломированным специалистом

Мы обучаем по государственной лицензии и выдаем документы установленного образца

После прохождения обучения, в зависимости от выбранной программы, вы получите диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации в Университете профессионального образования. Документ станет подтверждением прохождения обучения и повысит вашу востребованность на рынке труда как специалиста.

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Часто задаваемые вопросы?

1. Оставьте заявку в форме

2. Дождитесь звонка от нашего менеджера с пошаговой инструкцией по выполнению действий.

Поторопитесь принять участие: количество мест становится меньше.

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Сделайте свой выбор в пользу бесплатного образования и получите документ установленного образца, который сделает вас более конкурентоспособным на рынке труда

ЗАПИШИТЕСЬ В ПЕРВЫЙ ПОТОК
о старте занятий мы сообщим дополнительно

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Назрела необходимость модернизации мониторинга трудоустройства выпускников ПОО, что позволит не только отслеживать трудоустройство в соответствие с полученной профессией, но и учитывать мнение работодателей о качестве подготовки трудоустроенных выпускников. По результатам анализа изложены рекомендации по успешному трудоустройству и занятости выпускников ПОО и восхождения их к профессиональной компетентности.

Анализ показывает, что в условиях пандемии значительно обострились проблемы трудоустройства и занятости выпускников ПОО. В последние годы от общего числа зарегистрированных безработных выпускники ПОО составляют 25-28%, и они находятся в затруднительной ситуации в связи с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, отсутствие опыта работы.

Поэтому выявление причин затруднений трудоустройства выпускников ПОО и поиск путей решений этой проблемы является актуальной задачей.

По данным статистики средний уровень трудоустройства выпускников вузов составляет 72%, а выпускников среднего профобразования – 62,5%.

Процесс трудоустройства выпускников усложнился в период пандемии, каждый третий выпускник вуза или колледжа не трудоустраивается по профессии.

В 2021 г. в региональных органах службы занятости населения на учете состояли более 15 тыс. безработных выпускников вузов и средних учебных заведений, что на 31,2 % больше, чем в 2020 году.

Практика показывает, что можно выделить следующие критерии конкурентоспособности выпускников на рынке труда: профессиональная квалификация и культура, трудовая мотивация, поведение на рынке труда.

Назрела необходимость модернизации мониторинга трудоустройства выпускников ПОО, что позволит не только отслеживать трудоустройство в соответствии с полученной профессией, но и учитывать мнение работодателей о качестве подготовки трудоустроенных выпускников. Это повысит эффективность прогнозирования потребности кадров в конкретном регионе и более точно планировать контрольные цифры приема молодежи на обучение.

Многие выпускники считают главной причиной, вызывающей трудности при их трудоустройстве, является отсутствие практического опыта работы и завышенные требования к ним со стороны работодателей.

К причинам сложности трудоустройства выпускников можно также отнести:

  • слабая информированность выпускников о состоянии региональных рынков труда, о востребованных профессиях и предъявляемых работнику требованиях;
  • низкий уровень взаимодействия ПОО с работодателями и службами занятости.

Для решения этих проблем приняты нормативные и инструкционные документы.

Документ предполагает взаимодействие региональных служб занятости с ПОО и работодателями, проведение ежеквартального мониторинга трудоустройства выпускников, обратившихся в центры занятости. Это позволит сформировать банк вакансий, разместить на портале службы занятости все предложения от работодателей по востребованным профессиям.

Планируется регулярное проведение консультаций, ярмарок вакансий, профориентационных мероприятий, экскурсий на предприятия, организация психологической поддержки молодых специалистов. Предусматривается также стажировки выпускников, организация наставничества на предприятиях, трудоустройство выпускников с ограниченными способностями.

На базе портала «Работа в России» размещается сервис по мониторингу трудоустройства выпускников, что позволяет связать систему среднего и высшего образования с региональными рынками труда, скоординировать потребности работодателей и профессиональную подготовку студентов.

Совместно с образовательным центром «Сириус» создана программа наставничества, по итогам которой лучшие студенты получают работу и могут помогать одаренным детям из региональных филиалов.

Принципиально новым явится совершенствование мониторинга трудоустройства выпускников ПОО на основе стыковки данных о дипломе, СНИЛСе, страховых взносах и электронных трудовых книжках.

Разрабатывается новый механизм поддержки трудоустройства выпускников в виде субсидирования работодателей из средств федерального бюджета в размере до трех МРОТ (12 792 с 1 января 2021 г.). Было бы справедливо, если бы на такую выплату могли претендовать работодатели, которые примут на стажировку с последующим трудоустройством выпускников ПОО. Такая выплата должна быть предусмотрена за каждого выпускника при условии, что он проработает в организации не меньше года.

Читайте также:  СТАТЬ РЕКРУТЕРОМ С НУЛЯ

Применение новых нормативных документов способствует переходу страны в цифровую эпоху, ориентированную на рост производительности труда, новые сферы трудовой деятельности, повышение качества подготовки выпускников, их успешное трудоустройство и занятость.

В числе направлений государственной программы «Цифровая экономика РФ» поставлена задача совершенствования системы профессионального образования, которая призвана обеспечивать воспроизводство для регионов страны квалифицированные и компетентные кадры.

Цифровизация экономики сопровождается также и с цифровизацией профессионального образования, призванной обеспечивать все отрасли экономики и социальной сферы высококвалифицированными кадрами.

Этот проект направлен на совершенствование учебных планов, программ, учебников, учебной литературы, широкое внедрение цифровых технологий, совершенствование подготовки молодых специалистов.

Для успешного формирования у студентов знаний, умений, навыков, общекультурных и профессиональных компетенций необходимо:

  • преподавателям чтение лекций сочетать с проведением дистанционных занятий, презентаций, вебинаров, практических занятий по формированию у студентов соответствующих умений, навыков и компетенций;
  • преподаватели в ходе проведения лекций и семинарских занятий способствовали превращению учебной группы из пассивных объектов в активных субъектов учебно-воспитательного процесса;
  • преподаватели должны разработать и применять учебно-методические комплексы печатных и электронных средств обучения по каждому учебному предмету.

Для внедрения цифровых образовательных технологий необходимо формирование в ПОО инновационной цифровой образовательной среды.

В ряде публикаций под цифровой электронной образовательной средой понимается совокупность условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между преподавателями, студентами и информационными ресурсами.

Большим преимуществом цифровой электронной образовательной среды является то, что она обеспечивает новые возможности для:

  • успешного осуществления процесса профессионального обучения не только в аудиториях и лабораториях, но и в разных местах и в разное время;
  • владения студентами индивидуальной профессиональной образовательной программой и удовлетворения их потребностей.

Для организации учебных занятий цифровая образовательная среда учебных заведений должна включать в себя следующие условия:

  • эффективная организация учебно-воспитательного процесса с использованием механизмов финансирования и цифровых инструментов;
  • оснащение учебных аудиторий и мастерских ПОО современным оборудованием;
  • библиотеки вузов и учреждений среднего профессионального образования должны быть оборудованы электронными читальными залами и книгохранилищами с размещением в них продуктов учебной, учебно-методической и проектной деятельности преподавателей и студентов;
  • обеспечение доступа студентов и учащихся к библиотеке, информационным ресурсам сети Интернет, к учебно-методической литературе.

С применением в ПОО цифровых технологий студенты быстрее получают необходимую учебную и методическую литературу. Первый этап обучения выпускников в ПОО является начальной стадией восхождения выпускников к профессиональной компетентности.

На втором этапе для восхождения выпускников к профессиональной компетентности необходимо успешно трудоустроиться по полученной профессии, адаптироваться в организациях, приобрести творческий опыт трудовой деятельности, периодически повышать квалификацию.

По результатам исследования разработана модель восхождения молодых специалистов к профессиональной компетентности, состоящая из двух этапов (рисунок).

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Обследование содействия занятости отражает наиболее распространенную практику

Рис. Модель восхождения молодых специалистов к профессиональной компетентности

Для успешного трудоустройства и занятости выпускников, их восхождения к профессиональной компетентности необходимо:

1. С участием работодателей, служб занятости повышать качество подготовки выпускников ПОО, трудоустраивать и обеспечивать их занятость по полученной профессии (специальности), создавать основу для поэтапного достижения выпускниками профессиональной компетентности.

2. Совершенствовать систему мониторинга трудоустройства выпускников.

3. Внедрить механизма государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в ПОО.

4. Принять закона о квотировании рабочих мест для выпускников ПОО.

5. В каждом регионе необходимо регулярно определять потребность в рабочих и специалистах и доводить эти показатели для молодежи, школ и ПОО.

6. Региональные службы занятости, органы образования должны установить связи с работодателями оказывать содействие молодежи в поиске подходящей работы и работодателям – в поиске молодых специалистов.

7. Преподаватели в процессе проведения занятий должны:

использовать цифровые образовательные технологии, печатные и электронные ресурсы, проводить наряду с лекциями дистанционное обучение;

проводить смешанное обучение обеспечивать оперативный доступ учащихся, студентов и персонал организаций к учебной, методической и научной литературе независимо от места нахождения и времени суток.

8. Работодатели в процессе трудовой деятельности выпускников должны обеспечивать их поэтапное восхождение к профессиональной компетентности.

Иванова И.А.1, Пуляева В.Н.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Введение

К
вызовам современного общества относится выраженная неопределенность в процессах
обеспечения занятости и возможности трудоустройства для представителей всех
категорий населения, что характеризует состояние современного рынка труда и
вызывает процессы его трансформации под влиянием различных
социально-экономических изменений в обществе. Однако неизбежные коррективы,
которые составляют механизм регулирования процессов занятости и безработицы,
следует также рассматривать в качестве драйвера для активизации поиска решений
в отношении содействия населению в трудоустройстве и оказания ему помощи в
различных ситуациях.

Занятость
населения как важнейший элемент рынка труда определяет функционирование всей
системы производственных и социально-экономических отношений [3, с. 82] (Bizin,
2018, р. 82)
. Трудовая деятельность населения, выступающая источником
получения доходов, является одним из ведущих факторов закрепления людей на
определенной территории, а также обеспечения требуемого уровня и качества
жизни. На макроуровне формирование процессов на рынке труда в масштабах страны
обусловлено функционированием государственного механизма, влияние которого
закреплено в направлениях государственной кадровой политики и основных
государственных документах, с помощью которых регулируются социально-трудовые
отношения [1, 2] (Abuzyarova, 2018; Belokhvostova, 2016). Занятость
населения является важным параметром, позволяющим оценить состояние
функционирования экономического механизма и его эффективность посредством
реализации государственного управления. Организационно-экономические и правовые
основы политики государства, которая направлена на оказание содействия в
трудоустройстве, в том числе гарантии государства по реализации конституционных
прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы,
изложены и закреплены в Законе РФ «О занятости населения в Российской
Федерации» от 19.04.1991 №1032-1 [8]. Целью государственной политики в
указанной сфере является стремление обеспечить максимальное вовлечение всего
населения в трудовые процессы, обусловленные необходимостью
социально-экономического развития общества.

Управление
занятостью населения направлено на достижение сбалансированного спроса и
предложения на труд, рост в уровне доходов и качества жизни населения
посредством создания требуемых условий, способствующих кадровому обеспечению
предпринимательской деятельности и проявлению творческой инициативы [8, с. 82].
Однако в субъектах различного уровня имеются существенные особенности в текущем
состоянии социально-экономической среды. Это обусловлено различиями в их
обеспеченности всеми видами ресурсов, в том числе человеческими, а также
определяется географическим положением, историческими факторами, характером
демографических процессов, спецификой формирования трудового потенциала,
основой которого является отраслевая структура и специализация данных
субъектов. Особое значение также имеют приоритеты развития, этнокультурные
традиции населения, что объективно вызывает дифференциацию в воспроизводстве
трудовых ресурсов и влияет на формирование и функционирование рынка труда на
данных территориях. Региональные органы власти, разрабатывая мероприятия,
направленные на поддержку населения и трудоустройство на рынке труда, должны
учитывать уникальные характеристики своего региона. Также в региональных
программах по поддержке занятости населения, направленных на создание и
сбережение рабочих мест, недопущение массовых высвобождений персонала, важно
соблюдать соответствие федеральным программам [17, 18] (Samoylov, Molchanova,
2020;
Sapunov, 2020).

Обобщение
опыта содействия занятости населения в субъектах Российской Федерации позволило
сформулировать общие проблемы, которые определяют выработку единых
стратегических целей, составляющих основу программ и реализации мероприятий,
способствующих их достижению, в частности к ним относятся:


стремление к снижению напряжения на рынке труда и занятости [20, с. 57] (Sokolova,
2017, р. 57)
;


содействие в трудоустройстве граждан посредством создания и обеспечения рабочих
мест;


поиск ресурсов для оперативного удовлетворения
потребностей организаций человеческими ресурсами требуемого количества и
качества;


обеспечение актуальной информацией граждан и работодателей о ситуации с
потребностями в рабочей силе, поступающей от служб занятости [15, с. 170] (Popov,
2017, р. 170)
;


предоставление возможностей населению быть временно занятыми и оказание им
социальной поддержки в процессе поиска работы;


осуществление комплексной адаптации к трудовой деятельности лиц в возрасте от
14 до 18 лет [4, с. 92] (Ginsburg, 2015, р. 92);


разработка мотивационного механизма для граждан, находящихся в поиске работы, в
том числе оказание поддержки тем гражданам, которые стремятся к проявлению
трудовой и предпринимательской инициативы [5, 6] (Dashkova, Dorokhova,
Zenkova, 2020;
Dmitrieva, Borisova, 2019);


повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда посредством получения
ими необходимых трудовых навыков, позволяющих найти работу по профилю
подготовки и закрепиться на новом рабочем месте, чему в достаточно высокой
степени способствует получение востребованной
профессии и приобретение актуальных знаний и компетенций [12, с. 1080] (Lishchuk,
Kapelyuk, 2019, р. 1080)
;


реализация комплекса мероприятий по профилактике безработицы;


оказание содействия в социальной поддержке
безработным и тем гражданам, которые направляются на прохождение обучения;


социально-трудовая адаптация на рынке труда для отдельных категорий граждан,
среди которых выпускники средних профессиональных образовательных организаций,
родители детей-инвалидов, матери, воспитывающие детей в возрасте до 7 лет,
граждане предпенсионного возраста, демобилизованные военнослужащие и т.д. [8,
с. 27].

Однако,
учитывая указанную общую направленность в системе мер по содействию занятости,
существует потребность в поиске и реализации управленческих решений в различных
административных субъектах, что позволит учесть неоднородность в их реальной
текущей ситуации с занятостью и обеспечит осуществление гибкой и эффективной
политики с учетом имеющейся объективной потребности в рабочей силе и стремления
к достижению устойчивой занятости и снижению безработицы.

Цель исследования
состоит в обосновании необходимости изучения
региональных практик управления занятостью и их специфики, способствующих
наиболее эффективному оказанию социально-экономического содействия населению в
трудоустройстве, что позволит определить наиболее приоритетные направления
развития рынка труда. Задачи исследования сводятся к выявлению общих подходов и
определению особенностей управления занятостью как важнейшей части
социально-экономической политики регионов, обуславливающих получение
эффективных результатов в решении вопросов трудоустройства населения, а также
определению возможностей распространения их положительного опыта, его адаптации
и использования в условиях различных субъектов управления. Научная новизна
исследования заключается в доказательстве необходимости тесной интеграции
процессов занятости с развитием соответствующей территории, ее производственным
потенциалом, экономической и социальной сферой.

Читайте также:  Федеральный проект по продвижению отзывов о вакансиях и обратной связи

Методика анализа лучших
практик регионов в содействии трудоустройству населения

Содействие
в обеспечении занятости населения на региональном уровне реализуется
посредством принятия соответствующих программ, в которых в первую очередь
отражены приоритетные цели и задачи данного направления, сформированные на
общефедеральном уровне. Важно подчеркнуть, что при их реализации учитываются
стратегические решения и инициативы, предпринимаемые местными органами власти и
службами занятости. В данных программах отражена потребность в трудоустройстве
населения, проживающего непосредственно на территории региона.

Следует
подчеркнуть, что в 2020 году проблема трудоустройства и профилактики
безработицы встала наиболее остро в связи с пандемией и вызванным ею
экономическим кризисом.

Рассмотрим
наиболее результативные практики отдельных регионов, направленные на решение
некоторых проблем занятости и трудоустройства, создания рабочих новых рабочих
мест и стимулирования самозанятости безработных, которые могли бы быть
распространены на все субъекты Российской Федерации.

Важно
отметить, что в выборку регионов для изучения практик содействию занятости
безработных попали регионы, в которых один из самых низких уровней безработицы
или достаточно высокие темпы ее снижения за последние три года (табл. 1).
Данные по уровню безработицы за 2020 год авторами также были учтены. Из таблицы
1
мы можем видеть, что только в двух регионах из выбранных шести уровень
безработицы превысил значение в целом по Российской Федерации, в остальных же
безработица по-прежнему оставалась на довольно низком уровне, хотя и наблюдался
ее рост.

Таблица
1

Уровень
безработицы населения в возрасте 15 лет и старше по субъектам Российской
Федерации, %

Регион
2017
2018
2019
2020
2019/2017
2020/2019
Российская
Федерация

5,2
4,8
4,6
5,8
88,46
126,09
Ямало-Ненецкий
автономный округ
3,2
2,1
1,9
2,4
59,38
126,31
Республика
Татарстан
3,5
3,3
3,3
3,6
94,29
109,09
Камчатский
край
4,3
4,9
3,8
3,8
88,37
100
Белгородская
область
3,9
3,9
3,9
4,9
100,00
125,64
Республика
Башкортостан
5,6
4,9
4,4
5,9
78,57
134,09
Республика
Марий Эл
6,1
5,0
4,6
6,8
75,41
147,83

Источник:
составлено авторами на основании данных Росстата. https://rosstat.gov.ru/labour_force

Изучение
такого уникального опыта, способствующего достижению эффективных результатов в
отношении решения вопросов трудоустройства населения и снижения безработицы в
регионах, позволяет обратить внимание на те практики, которые позволили
добиться данным регионам высоких результатов в сфере управления занятостью. Распространение
и адаптация другими регионами лучших практик содействия занятости позволят
расширить траекторию положительных изменений и приведут к выравниванию ситуации
на рынке труда в стране в целом. В связи с этим представим ряд региональных
практик по управлению занятостью, в которых в наибольшей степени отражен
системный подход, применение которого обусловило качественные и количественные изменения
на рынке труда.

Ведущие региональные практики и опыт содействия занятости
населения

В
Ямало-Ненецком автономном округе уже несколько лет успешно реализуется проект
«Капитал молодого специалиста», целью которого является постоянное
трудоустройство выпускников образовательных организаций разного уровня,
проживающих на Ямале. Суть проекта заключается в том, что выпускнику выдается
сертификат, подтверждающий право на получение государственной поддержки в
размере 30 000 рублей без учета страховых взносов во внебюджетные
государственные фонды. Работодатель принимает на работу выпускника, имеющего
сертификат на постоянное рабочее место, без испытательного срока. Получить
сертификат «Капитал молодого специалиста» могут выпускники, которые проживают
на Ямале, получили аттестаты о среднем профессиональном или высшем образовании
в текущем году и уволились с военной службы, не имеют стажа работы по
специальности, а также зарегистрированы на бирже труда для поиска работы или
являются безработными, согласно установленному
порядку [16].

Проект
«Капитал молодого специалиста» рассматривается в комплексе мер, которые
свидетельствуют о том, как осуществляется государственная поддержка,
направленная на обеспечение трудоустройства выпускников, имеющих среднее
профессиональное образование. Также в проекте предусмотрено трудоустройство
выпускников образовательных организаций высшего образования по специальностям,
перечень которых входит в список тех, которые востребованы на рынке труда
автономного округа. Реализация данного проекта направлена и на выпускников,
которые имеют специальность по рабочей профессии, востребованной на
региональном рынке труда, что является одним из важных и приоритетных
направлений для функционирования экономики автономного округа посредством
предоставления специального сертификата. По условиям программы Центр занятости
при трудоустройстве на постоянное место работы гарантирует по договору
компенсировать затраты работодателя на выплату заработной платы вместе с
налогами в течение первых 6 месяцев работы соискателя. При этом по итогам 2020
года по основным показателям Ямал занимает лидирующие позиции среди других
субъектов РФ: уровень безработицы – самый низкий в стране – 2,4%; уровень
занятости населения – 71,5% (2-е место); уровень занятости инвалидов – 33,5% (3-е
место).

Наибольшая
потребность в работниках, замещающих свободные рабочие места, распространяется
на следующие сферы: строительство (36%), транспортировка и хранение (12%),
здравоохранение и социальные услуги (8%), образование (6%), добыча полезных
ископаемых (6%), государственное управление и социальное обеспечение (5%).
Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан на количество
вакансий) – 0,69 единиц.

В
настоящее время разработан комплекс дополнительных мер, включающий
предоставление субсидий из окружного бюджета на создание постоянных рабочих
мест и организацию временной занятости граждан. В соответствии с
дополнительными мероприятиями, которые направлены на поддержание активного
содействия развитию рынка труда, за последние полгода создано 900 временных
рабочих мест, а в субъектах малого и среднего предпринимательства было
организовано 200 постоянных рабочих мест. С 2021 года размер компенсационных выплат
из окружного бюджета планируется увеличить тем работодателям, которые создают
временные рабочие места для трудоустройства граждан, – до 50% от минимального
размера оплаты труда в округе. В рамках развития самозанятости размер
финансовой поддержки безработных граждан, открывших собственное дело, увеличен
до 150 тысяч рублей. Это позволит повысить привлекательность
предпринимательской деятельности среди безработных граждан.

Рассматривая
другой опыт содействия занятости безработных, к примеру в Республике Татарстан,
важно отметить, что основной дефицит кадров там наблюдается преимущественно
среди рабочего персонала, а также в сфере медицины, фармацевтики и продаж. В
республике создан современный «Кадровый центр», который представляет собой
новую модель центров занятости населения – это один из вариантов проявления и
поддержки партнерских отношений на рынке труда. К приоритетам работы центра
относятся: оказание помощи женщинам из малоимущих семей, имеющим
несовершеннолетних детей, с целью оказания им государственной социальной помощи
на основании социального контракта и содействие в самозанятости; для людей с
инвалидностью – оказание юридической консультации и помощь в решении вопросов
по фактам нарушения трудового законодательства. Также реализуются программы,
направленные на получение профессионального обучения гражданами, которые не
имеют работы, и направленные на обеспечение опережающего профессионального
обучения и переподготовку работников организаций [21].

Наряду с уже указанными региональными практиками
обращает внимание опыт содействия трудоустройству, накопленный и реализуемый
Центром занятости населения Камчатского края [14]. В данном случае поддержка оказывается
тем гражданам, которые официально признаны безработными, получили необходимое
профессиональное или дополнительное образование, для чего направлялись
соответствующими органами службы занятости. Важным условиям для того, чтобы
людям была оказана поддержка, является то, чтобы они обладали высокой
мотивацией к предпринимательской деятельности и обосновали со своей стороны
желание и интерес к ней, а также подтвердили свою готовность. С указанной целью
им производится единоразовая выплата, которая осуществляется при условии
государственной регистрации индивидуального предпринимателя либо крестьянского
(фермерского) хозяйства в качестве юридического лица. Для получения финансовой
поддержки в виде материальной выплаты требуется предоставить документы для
государственной регистрации в размере фактических расходов, подтвержденных
документами.

Чтобы
получить единовременную финансовую помощь, необходимо пройти тестирование, так
как для создания своего крестьянского (фермерского) хозяйства, реализуя при
этом самозанятость, важно иметь знания в сфере экономики, финансов,
налогообложения, юриспруденции и других отраслях знаний, а также актуальные и
необходимые при осуществлении предпринимательской деятельности,
профессиональные навыки, важные для ведения крестьянского (фермерского)
хозяйства или реализации самозанятости. По результатам прохождения диагностического
тестирования выявляется уровень необходимых для работы профессиональных
навыков, которые позволят будущему работнику успешно осуществлять
предпринимательскую деятельность. В случае, если есть потребность в их развитии
и совершенствовании, Центр занятости населения имеет право и возможности
направить гражданина на приобретение необходимых знаний и обучение основам
предпринимательской деятельности. Также гражданину будет оказана помощь в подготовке
бизнес-плана и обеспечена поддержка для подготовки необходимых материалов,
предоставляемых в специальную комиссию, которая должна принять решение по
рассмотрению и утверждению бизнес-плана.

В
случае вынесения комиссией положительного решения гражданину выдается
заключение о том, что такая услуга может быть предоставлена. При этом выдаются
необходимые рекомендации и указывается требование пройти обязательную
регистрацию в налоговом органе в качестве юридического лица, индивидуального
предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства.

С
теми гражданами, которые не имеют работы, но выразили свое желание заниматься
предпринимательской деятельностью, заключается специальный договор, в
соответствии с которым они будут обязаны
осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев, в этом
случае Центр занятости населения должен будет оказывать им единовременную
финансовую помощь в размере 88 200 рублей.

Отдельным
категориям граждан, в частности: инвалидам, одиноким и (или) многодетным
родителям, которые воспитывают несовершеннолетних детей, а также коренным и
малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока, женщинам, у которых
есть дети в возрасте до 3 лет и они при этом не состоят в трудовых отношениях с
работодателем, сумма финансовой помощи составляет 132 300 руб. Также необходимо
отметить, что оказание государственной услуги, которая призвана содействовать
самозанятости безработных граждан, предоставляется бесплатно [19].

Читайте также:  СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РФ

В
настоящее время в Белгородской области с успехом реализована и продолжает свое
развитие «Программа «500/10000», которая направлена на создание в сельских
территориях региона не менее 500 малых предприятий с примерной численностью
занятых 10 000 человек. То есть программа предусматривает создание не менее 10 тысяч новых рабочих мест на селе. Основные
задачи программы – это оказание поддержки по созданию малых предприятий,
преимущественно в сфере производственной деятельности, совершенствование и
развитие инфраструктуры, обеспечение социальных условий, формирование
конкурентной среды, что, безусловно, будет направлено на рост занятости и
доходов сельского населения области. Формирование «Программы «500/10000»
обусловлено рядом объективных причин. Среди которых: высокая степень
концентрации субъектов предпринимательства в городских округах и невысокая
предпринимательская активность сельского населения; диспропорция в отраслевой
структуре субъектов предпринимательства; отток населения из сельских поселений
в крупные города Белгородской области и другие регионы России.

Программа
предусматривает выделение из областного бюджета субсидий для субъектов малого и
среднего предпринимательства области с целью компенсации части затрат,
направленных на приобретение оборудования для организации производства товаров
(работ, услуг), в соответствии с данной программой, которая осуществляется в
соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 28 декабря
2017 года № 499-пп «О финансовой поддержке субъектов малого и среднего
предпринимательства Белгородской области в рамках мероприятия «Программа
«500/10000». На реализацию «Программы «500/10000» выделено 100,0 млн рублей из
средств областного бюджета. Материальные средства распределены по годам
реализации проекта следующим образом: 40,0 млн рублей (2018 г.), 40,0 млн
рублей (2019 г.), 20,0 млн рублей (2020 г.). Также участники Программы
могут воспользоваться кредитно-гарантийной поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства; подключением
в приоритетном порядке к сетям инженерной инфраструктуры; государственной
поддержкой крестьянским (фермерским) хозяйствам по программам развития
сельского хозяйства Белгородской области.

Предпринимательская
активность, ее динамика и результаты реализации Программы в 2018 году в
сельских территориях муниципальных образований и городских округов области
представлены 9 рейтингами. Самый активный месяц реализации Программы – июнь
2018 года (72 проекта включено в Программу, реализовано 13 проектов, создано
161 рабочее место). В 2018 году по итогам конкурсного отбора финансовая
поддержка в форме субсидий за счет областного бюджета общим объемом 40,0 млн
рублей позволила поддержать 13 субъектов малого предпринимательства. С целью возмещения
части затрат, которые были связаны с
приобретением оборудования, которое
предназначалось для создания производств в сельской местности, предприниматели
получили субсидии для реализации проектов в сферах производства мебели, а также
полиграфии, сельского хозяйства, изготовления изделий из стекла, обработки
металлических изделий и др.

В настоящее время реализация Программы и отбор бизнес-идей для воплощения в
сельской местности продолжаются. Необходимо создать не менее 500 малых
предприятий, которые будут функционировать в сфере промышленности, а также в
сфере услуг. Численность занятых должна составлять до 10 тыс. человек, которые
относятся к местному (сельскому) населению. Департамент экономического развития
области включил годовой рейтинг по реализации «Программы «500/10000» в показатели
оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских
округов и муниципальных районов Белгородской области.

Также
в Белгородской области активно осуществляются меры, направленные на содействие
трудоустройству инвалидов, которые могли бы обеспечить социализацию и
сформировать в обществе толерантное отношение к гражданам с ограниченными
возможностями здоровья в регионе, в проектном формате. В 2015 году был запущен
проект «Разработка и внедрение механизма закрепляемости инвалидов на
оборудованных рабочих местах Центрами занятости населения Белгородской
области», который был успешно завершен в 2017. В 2011–2014 гг. закрепляемость
инвалидов на одном месте трудоустроенными составляла 50%. Реализация проекта
обеспечила повышение данного уровня до 84,5%.

Сейчас
в Белгородской области реализуются три проекта, которые направлены на решение
проблемы занятости инвалидов: проект «Расширяя возможности», «Законопослушный
работодатель» и «Свое дело».

Обратимся
к еще одной успешной практике содействия занятости, так, согласно инициативе,
проявленной Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики
Башкортостан, там реализуется проект «О реализации дополнительных мероприятий,
направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Башкортостан в
2020 году» (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28.07.2020
года № 2-1-Пост-518-Проект.).

Работодатели,
которые являются участниками дополнительных мероприятий, должны получать субсидии
из бюджета Республики Башкортостан. Предусмотрено, что основными целями, на
которые они будут направлены, являются: возмещение расходов на частичную оплату
труда в случае, когда будут организованы общественные работы для граждан, если
они, находясь в поиске работы, обратились в центр занятости населения, а также
с целью оказания поддержки граждан, которые могут быть уволены в ближайшее
время.

На
официальном портале по занятости населения Министерством семьи и труда
Республики Башкортостан представлена концепция управления трудовыми ресурсами
Республики Башкортостан на период до 2025 года [10]. Также в республике
разработан и действует порядок субсидирования юридических лиц (за исключением
государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям
предоставлена возможность получения субсидий из бюджета Республики
Башкортостан, выделенные средства также направляются на переобучение и
повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в
возрасте до трех лет. С 2020 года программа реализуется в составе регионального
проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования
для детей в возрасте до трех лет» в составе национального проекта «Демография».
Согласно положениям данного проекта, в течение 5 лет в Республике Башкортостан
1 300 женщин, находящихся в декретном отпуске, ежегодно будут получать
дополнительное образование и повышать свою квалификацию. Для достижения этих
целей из бюджета будет ежегодно направляться 74,1 миллионов рублей (из которых
72,6 миллиона рублей – это средства федерального бюджета, 1,5 миллиона рублей –
средства республиканского бюджета). Женщины, находящиеся в декретном отпуске,
могут получить направление на обучение и без участия работодателя, обратившись
в Центр занятости населения по месту жительства. Профессиональное обучение
женщин, которые находятся в декретном отпуске, осуществляется работодателем
самостоятельно согласно потребностям производства, а также требованиям к квалификационному уровню работников исходя из
специфики рабочих мест.

В
Республике Марий Эл реализуется проект регионального уровня «Содействие
занятости женщин – создание условий для детей в возрасте до трех лет»
направления «Демография», он рассчитан на четыре года – с 2020 по 2024 г. В нем смогут принять участие 1 145 женщин: в
2020–2021 годах –199 молодых мам ежегодно, в 2022–2024 годах – по 249 мамочек
каждый год. По условиям данной программы женщины смогут повысить свою
квалификацию, находясь в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
Это должно помочь молодым мамам вернуться к трудовой деятельности на прежнее
рабочее место либо трудоустроиться на новое, которое подходит для совмещения
работы с воспитанием ребенка. Также в республике реализуется программа
«Содействие занятости населения на 2013–2025 годы» [13].

Помимо
указанных шести практик, в которых представлен интересный и положительный опыт
содействия занятости, интересным является тот, который наблюдается в Чувашской
Республике, там для помощи и поддержки безработным предусматривается заключение
с ними социального контракта в рамках реализации программы социальной
адаптации, которая разрабатывается кадровым центром совместно с гражданином в
зависимости от конкретного положения. Различают четыре направления поддержки:
поиск работы, профессиональное обучение, бизнес и пособие. В программе
содержатся мероприятия с указанием их вида, объема и порядка реализации.
Граждане, у которых социальный контракт предусматривает трудоустройство, могут
найти работу самостоятельно либо с помощью службы занятости и получать денежные
выплаты в размере 10 134 рубля ежемесячно
плюс к заработной плате до 12 месяцев. В период обучения гражданам, заключившим
социальный контракт, полагаются ежемесячные выплаты в размере 10 134 руб.,
но не более 3 месяцев. Стоимость курса обучения на одного человека не должна
превышать 30 тысяч рублей за курс обучения. С помощью социального контракта
также граждане имеют возможность начать свое дело. На осуществление
индивидуальной предпринимательской деятельности гражданам осуществляется
единовременная денежная выплата до 250 000 рублей на одного
предпринимателя с условием продолжения предпринимательской деятельности не
менее трех лет [11].

Таким
образом, с учетом общих направлений государственной политики в области
занятости и регулирования экономики в субъектах РФ разрабатывается широкий
спектр программ и пилотных проектов по содействию занятости на местах в
регионах и муниципальных образованиях, адаптированных к условиям их
функционирования как в современных условиях, так и с учетом будущего развития.
Исполнителями данных программ, как правило, выступают административные аппараты
субъектов РФ и муниципальных образований, а также центры занятости населения.

Заключение

Современный
подход к функционированию регионального рынка труда характеризуется стремлением
к разработке управленческих решений, направленных на стабилизацию ситуации с
занятостью населения, основой которой должна стать его заинтересованность и
желание постоянно жить и работать там, где для этого созданы условия и
обеспечивается высокий уровень жизни, социальная помощь и содействие.
Стимулирование сферы предпринимательства, материальная поддержка и
своевременное предоставление возможности пройти обучение, переквалификацию тем,
кто в этом нуждается, совершенствование всей социально-трудовой сферы
посредством поддержания конкуренции и устранение барьеров и рисков в
производственно-финансовой сфере будут способствовать повышению уровня доходов
и занятости на региональном рынке. Обобщение полученных
результатов позволило дополнить теоретические аспекты регулирования процессов
занятости, подчеркнуть актуальность реализации проектов в сфере трудоустройства
на региональном рынке труда, а также должно способствовать возможности
распространения и использования данного опыта в практике управления занятостью
многих других управленческих субъектов.

Оцените статью
Содействие занятости
Добавить комментарий