В
данном разделе приведены конкретные
примеры различных видов
профгесиограмм. В подразделе 2.3.1. даются
краткие .
профессиограммы, составленные для
заводского информационного стенда с
целью проведения профагитационной
работы. В подразделе 2.3.2.
помещены краткие профессиограммы,
являющиеся основой для определения
требований профессии к работнику,
выявления профессионально
важных качеств. В подразделе 2.3.3. дан
пример развернутом
профессиограммы, используемой при
профотборе и определении
профпригодности.
2.3.1.
Профессиограммы, предназначенные для
заводского
информационного
стенда
СОДЕРЖАНИЕ И
УСЛОВИЯ ТРУДА
Сборщик микросхем
собирает изделия полупроводниковой
техники.
Готовые приборы обычно имеют очень
небольшие размеры. Например,
ъ
спичечном
коробке можно разместить несколько
десятков
микросхем. А детали, из которых они
собираются, естественно, во
много раз меньше, поэтому большинство
сборочных операций выполняется
с помощью мощных микроскопов.
Основныморудием
труда сборщика микросхем является
специальный
сварочный аппарат. С его помощью
выполняется сложная и тонкая
операция — приварки очень тонких
выводов. Сборщик берет пинцетом
микросхему из упаковки (пластмассовая
коробочка) и кладет на предметный
столик. Затем, наблюдая в микроскоп, он
наводит
сварочную иглу с заправленной проволокой
на контактную площадку.
Игла находится на довольно значительном
расстоянии от контактной
площадки, нависая над ней. » Прицелившись»,
сборщик нажимает на педаль пуска
сварочного аппарата, игла опускается
на контактную площадку и происходит
приваривание выводов. Точность
попадания иглы должна быть очень
высокой, так как размеры контактной
площадки весьма незначительны. Закончив
приварку выводов
на одном приборе, сборщик кладет изделие
в специальную
коробочку,
которая защищает его от попадания пыли,
влаги, царапин
и других повреждений.
В
течение смены этот цикл повторяется
многократно, что приводит к
некоторой монотонности в работе. Поэтому
с ней успешно справляются
люди усидчивые, настойчивые и спокойные.
Рабочий
день сборщиков микросхем начинается
с подготовки рабочего
места, которое они протирают белыми
салфетками, так как производство
требует особой чистоты. Работают они
в белых халатах и
шапочках. На каждом рабочем месте, кроме
общего освещения, имеется
отдельный светильник. В цех подается
очищенный от пыли воздух
определенной температуры и влажности.
Работают сборщики сидя.
Каждый
год работникам предоставляется
оплачиваемый отпуск продолжительностью
24 дня. „
Ученики
по специальности «Сборщик микросхем»
получают 90 рублей
в месяц . После присвоения разряда
заработная плата зависит
от количества сделанной работы
(выработки). Поэтому размер оплаты
труда сборщиков колеблется от 100 до 300
рублей. Чем опытнее
сборщик (а это зависит, как правило, от
стажа работы по специальности), тем
больше он зарабатывает. Распределяет
зарплату Совет бригады (если сборщик
является членом последней). Но возможна
также индивидуальная работа. Тогда
размер зарплаты зависит
от количества и качества сделанной
конкретным сборщиком продукции.
ТРЕБОВАНИЯ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАБОТНИКУ
Сборщику
приходится иметь дело с мелкими деталями.
Это требует от
работника внимательности, аккуратности,
усидчивости, точных движений,
терпения. Эти качества в большей степени
присущи женщинам.
Поэтому сборщикам микросхем в основном
работают женщины.
Важное
место в работе сборщиков занимает
контроль качества как поступающих
деталей, так и своей работы. Чтобы
осуществлять контрольные
функции, сборщик должен иметь развитое
внимание, высокую
скорость зрительного восприятия. Кроме
того, он должен обладать
хорошей памятью, так как ему необходимо
помнить требования
«Технических условий», предъявляемые
к качеству изделий.
* Размерь! оплаты
труда здесь и далее приведены условно.
ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ,
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
Лучшей
формой обучения специальности «Сборщик
микросхем» является
обучение на рабочем месте в условиях
производства. Оно длится
5 месяцев. После этого ученик сдает
экзамен и ему присваивают
второй разряд. Однако для получения
полноценных навыков
по данной специальности ему необходимо
проработать еще приблизительно
год. Только тогда приобретается
мастерство. Макисмальный
квалификационный разряд сборщика
микросхем —
Если
профессия Вам понравится, то имеет
смысл продолжить образование
в техникуме или в институте, и таким
образом повысить свою
квалификацию.
Основой
микросхемы некоторых полупроводниковых
приборов служит пластина (подложка)
площадью 1—2 кв. миллиметра или более,
на которой нанесен «рисунок» нужных
размеров и конфигураций.
Этот рисунок создается с помощью одного
из основных процессов
в производстве пролупроводниковых
приборов — фотолитографии.
В целом этот процесс напоминает
фотопечать, но сложность
и точность фотолитографии неизмеримо
выше. Она и называется прецизионной,
т.е. сверхточной. От точности работы
оператора
прецизионной фотолитографии зависит
формирование всей
микросхемы.
Кратко
суть фотолитографии состоит в следующем:
через фотошаблон
(его можно сравнить с кадром фотопленки)
на поверхность подложки,
покрытую сверхчувствительным слоем,
наносится сложный рисунок,
который затем определяет области
расположения отдельных
деталей электросхемы. На одну и ту же
пластину последовательно
наносится сложный рисунок, который
затем определяет области расположения
отдельных деталей электросхемы. На
одну и ту же пластину
последовательно наносится несколько
рисунков. При этом недопустимо даже
самое незначительное их смещение
относительно друг
друга.
После
входного контроля, когда поступающие
пластины просматриваются под
микроскопом, оператор приступает к
нанесению фоточувствительного
слоя. Под воздействием света, падающего
на отдельные
участки фоточувствительного слоя, они
изменяют свои физико-химические
свойства, и на пластине образуется
рисунок определенной
конфигурации.
Для
того, чтобы свет попал на строго
определенные участк
пластины, оператор
должен совместить фотошаблон с пластиной
После того, как
оператор добился полного совмещения
рисунка, о
нажимает на кнопку
контакта и производит экспонирование
— за
свечивание
пластины. Совмещение и экспонирование
— самы
ответственные
операции в процессе фотолитографии.
Следующие з;
ними
операции — проявление, задубливание,
травление, снятие i
отмывка
остатков фоточувствительного слоя —
механизированы. I
установках
обрабатывается сразу партия пластин,
и работа операто)
ра
ограничивается управлением технологическими
процессами n<j
показаниям приборов
в соответствии с заданным режимом.
ТРЕБОВАНИЯ
ПРОФЕССИИ К РАБОТНИКУ
Пластины
(подложки), с которыми работают операторы,
сделаны из
очень хрупкого материала. Поэтому от
работника требуется аккуратность
и осторожность в обращении с подложками.
Почти на каждой
операции прецизионной фотолитографии
производится
контроль изделий. На операциях контроля
оператору необходимы высокая устойчивость
внимания, хорошая зрительная память
(он должен помнить все виды брака),
отличное зрение, хоро-
шая
способность к различению цветов и
координация движений. Труд
операторов прецизионной фотолитографии
физически не тяжелый,
но требует постоянного напряжения
внимания, строгого соблюдения
инструкций и правил, ответственного
отношения к делу. Поэтому
для рабочих важно такое качество, как
эмоциональная yi
i
ойчивость. Хорошо справляются с этой
работой уравновешенные, спокойные
люди. Очень важны развитый глазомер,
наблюдательность.
Следует отметить, что сама работа
способствует формированию и развитию
этих качеств.
ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ,
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
Получить
специальность оператора прецизионной
фотолитографии
можно в ПТУ или на предприятии. Но
приобрести надежные навыки практической
деятельности можно лишь в процессе
работы на предприятии. И если Вы решите
выбрать обучение на рабочем месте,
то в течение 6 месяцев получите не только
теоретические Знания,
но и овладеете основами мастерства.
После обучения Вам присвоят
второй разряд, если Вы сдадите экзамен.
А в течение 2—3 лет при добросовестной
работе можно достигнуть максимального
разряда
— пятого. Но и это не предел повышения
квалификации. Вы можете
поступать в техникум или институт и
продолжить образование.
Требования к
профессии (биолог, географ, химик,
учитель)
Процесс выбора
профессии характеризуется многомерностью.
Для правильного, адекватного выбора
выпускнику школы приходится преодолевать
внутреннюю работу:
При выборе профессии
важно обратиться к профессиограмме.
Профессиограмма
составляется на основе анализа содержания
профессиональной деятельности и включает
в себя общую характеристику профессии
и требования, которые профессия
предъявляет человеку.
Мы предлагаем
профессиограммы, которые разработаны
факультетом психологии Московского
городского педагогического университета,
а также Самарским областным центром
профессиональной ориентации и
психологической поддержки населения,
которые ориентированы на оказание
помощи учащимся средней школы, выбирающим
свою будущую профессиональную карьеру.
Вы можете познакомиться со следующими
профессиограммами профессий: географ,
биолог, химик, учитель.
Каждая профессиограмма
состоит из следующих разделов:
Педагогика,
как, наверное, известно многим, в переводе
с греческого означает
«детовождеиие», то есть воспитание
детей, подготовка их к жизни
в обществе. Как сложившаяся наука
педагогика занимается раскрытием
сущности, целей, задач и закономерностей
воспитания, определяет
содержание образования и методику
обучения.
Начало
развития педагогики относится к древним
векам. Зародилась педагогика
в виде правил и наставлений для взрослых
по уходу за детьми и
наблюдению за их поведением. Педагогические
традиции, положившие начало
развитию педагогики как науки, появились
в Древней Греции в
V-IV
веках до нашей эры. Особый интерес
вызывают афинская и
спартанская системы воспитания.
Афинская
система воспитания предполагала начало
обучения с 7 лет, когда
педагог (так называли черного раба) вел
ребенка в школу, где сначала он проходил
чтение и счет, затем наступала очередь
литературного
и эстетического воспитания. Большая
роль отводилась и
физическому
воспитанию (бегу, прыжкам, плаванию,
метанию копья и диска).
Спартанская
школа основное внимание уделяла
воспитанию силы духа,
физической выносливости, закаливанию
характера.
Образование
эпохи Средневековья носило в основном
религиозный характер.
Большой
вклад в развитие отечественной педагогики
внесли Л. Н. Толстой,
К. Д. Ушинский,
А.
С, Макаренко и многие другие.
Современный
учитель в школе в первую очередь является
преподавателем той или иной учебной
дисциплины, умеющим
вооружить своих учеников научными
знаниями, практическими умениями и
навыками.
Одновременно
он выступает в роли воспитателя,
осуществляя
нравственное, трудовое, умственное,
эстетическое
и физическое воспитание школьников. Но
при организации воздействия на ученика
учитель всегда должен учитывать,
что он развивается не в прямой зависимости
от педагогического
воздействия на него, а по законам,
свойственным
психике ребенка, — особенностям восприятия,
памяти
и мышления, становления воли и характера,
формирования
способностей, проявления темперамента.
Таким
образом, объектом труда учителя является
не только
ученик сам по себе, но и та деятельность
ученика специально
значимыми объектами, в условиях которой
происходит
его психическое развитие. Основная
задача педагога — организовать
эту деятельность и добиться в ходе неё
необходимого
учебно-воспитательного эффекта.
Основная
функция педагога, в которой наиболее
выражается его
профессионализм — функция руководителя,
организатора
учебной деятельности учащихся. Учитель
должен
включить ученика в учебную деятельность,
направить и
организовать ее таким образом, чтобы
ученик самостоятельно
приходил к открытию тех или иных факторов,
законов, вырабатывая убеждения, овладевал
способами
решения задач. Педагог должен «научить
ученика учиться»
самому прикладывать усилия при добыче
новых знаний.
Вторая
функция современного учителя — превращение
общественно
значимых научных знаний в акт
индивидуального
познания ученика, т.е. необходимо весь
накопленный
общественный опыт человечества сделать
индивидуальным
знанием ребенка и таким образом
адаптировать
его к реальной жизни.
Третья
профессиональная деятельность педагога
— умение формировать
у учащихся потребность в самовоспитании,
самообразовании,
саморазвитии, в самостоятельности
выбора
соответствующей цели и достижения ее.
Безусловно, успешное
управление самовоспитанием учащегося
во многом зависит
от понимания педагогом психологии
учащихся, внимательного
и чуткого отношения к ним.
Знания,
действия, поступки педагога, сама
личность учителя
— проверенный инструмент педагогического
воздействия
на детей. Профессия педагога предъявляет
большие
требования к человеку. Он должен быть
разносторонне
развитым человеком, с широким кругозором,
красивой
правильной речью и стремлением постоянно
развиваться
и узнавать что-то новое.
Родственные
профессии: воспитатель
детского сада, няня, гувернер,
лектор, репетитор.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности
Личностные
качества, интересы и склонности:
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности
Медицинские
противопоказания: дефекты
речи, психические отклонения, хронические
инфекционные
заболевания, нарушения сердечно-сосудистой
деятельности.
Области
применения профессиональных знаний:
образовательные
учреждения (школы, детские сады, вузы);
социальные
организации (детские дома, приюты,
интернаты, детские центры
творчества и досуга); работа
в правоохранительных органах (детские
приёмники-распределители,
колонии); Российская
академия образования; городские
и муниципальные учебно-методические
центры.
Профессию
можно получить: педагогические
институты, университеты и педагогические
училища: Самарский государственный
педагогический
университет, Самарский государственный
университет,
Самарский государственный технический
университет,
Самарский филиал Московского городского
педагогического университа.
Преподавателей таких предметов, как
физкультура,
пение, труд, рисование, готовят институты
физкультуры,
художественно-графические и музыкальные
училища.
Профессиограмма «Биолог»
Биология
(от греч. bios
—
жизнь и logos
—
наука) изучает жизнь во всех ее проявлениях,
различные уровни ее организации. Сам
термин «биология» был
предложен в 1802 году Ж. Б. Ламарком и Г.
Р. Тревиранусом независимо
друг от друга. Современная биология
уходит корнями в древность
и берет начало в странах Средиземноморья
(Древний Египет, Древняя
Греция). Крупнейшим биологом древности
был Аристотель. В
средние века накопление биологических
знаний диктовалось в основном
интересами медицины. Труды ученых
древности, продолженные в
эпоху Возрождения, положили начало
ботанике и зоологии, а также анатомии
и физиологии человека (здесь известны
труды Везалия, Галена и т.д.). В XIX
веке резко возросло число изучаемых
биологами объектов, поэтому
ботаника, зоология тоже стали дробиться
на разделы, которые впоследствии
сформировались в самостоятельные
отрасли биологии (эмбриология,
гистология, микробиология и т.д.).
В
настоящее время работа биологов
приобретает огромное практическое
значение для медицины, сельского
хозяйства, промышленности,
разумного использования природных
ресурсов и охраны природы. Ведется
много интересных и новых исследований,
особенно в таких областях, как
биотехнология, генная инженерия. Эти
перспективные направления
позволяют: в
лабораторных условиях конструировать
генетические системы заранее
заданного состава и строения; на их
основе получать разнообразные
лекарственные препараты; исправлять
некоторые генетические дефекты у
человека; создавать
организмы с новыми, в том числе и не
встречающимися в
природе, комбинациями наследственных
признаков и свойств.
Профессиограммы.
ВОДИТЕЛЬ
ЭЛЕКТРО- И АВТОТЕЛЕЖКИ 36
ВЫШИВАЛЬЩИЦА
НА ВЫШИВАЛЬНЫХ МАШИНАХ И ПОЛУАВТОМАТАХ 48
ВЯЗАЛЬЩИЦА
ИЗДЕЛИЙ ВЕРХНЕГО ТРИКОТАЖА И ПОЛОТНА 49
(в
слесарном и слесарно-сборочном
производстве) 56
ДИСПЕТЧЕР
УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ 63
ЗООЛАБОРАНТ
ПИТОМНИКА ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ 68
КОНТРОЛЕР
ДЕТАЛЕЙ И ПРИБОРОВ 88
КОНТРОЛЕР-КАССИР
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ
ТОВАРОВ 89
КОНТРОЛЕР
КАЧЕСТВА ГОТОВОЙ ТКАНИ 90
КОНТРОЛЕР
СТАНОЧНЫХ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ 91
МАСТЕР
ПО РЕМОНТУ ОБУВИ 103
МАСТЕР
ПО РУЧНОМУ ПЛЕТЕНИЮ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЛОЗЫ 104
МАШИНИСТ
АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛИНИИ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ
КНИГ (БРОШЮРОВЩИК) 105
МАШИНИСТ
МОТОРО-ВАГОННЫХ СЕКЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 109
МЕДИЦИНСКАЯ
СЕСТРА ПО МАССАЖУ 114
МЕХАНИК
ПО РЕМОНТУ ТЕЛЕ- И РАДИОАППАРАТУРЫ 118
МЛАДШАЯ
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА (САНИТАРКА) 119
МОНТАЖНИК
РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ И
ПРИБОРОВ 123
МОНТАЖНИК
СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ 124
МОНТАЖНИК
СТАЛЬНЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ 124
НАБОРЩИК
НА НАБОРНЫХ СТРОКООТЛИВНЫХ МАШИНАХ 125
НАЛАДЧИК
СВАРОЧНОГО И ГАЗОПЛАЗМОРЕЗАТЕЛЬНОГО
ОБОРУДОВАНИЯ 127
НАЛАДЧИК
СТАНКОВ И МАНИПУЛЯТОРОВ С ПРОГРАММНЫМ
УПРАВЛЕНИЕМ 127
НАЛАДЧИК
СТАНКОВ С ЧИСЛОВЫМ ПРОГРАММНЫМ
УПРАВЛЕНИЕМ 128
ОБРАБОТЧИК
ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЯНТАРЯ 134
ОГРАНЩИК
АЛМАЗОВ В БРИЛЛИАНТЫ 136
ОПЕРАТОР
СТАНКОВ С ЧПУ 144
ОПЕРАТОР
ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН
(ЭВМ) 146
ОПЕРАТОР
ХИМИЧЕСКОЙ ОЧИСТКИ ВОДЫ 147
ОРГАНИЗАТОР
ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА (ДЕЖУРНЫЙ
АДМИНИСТРАТОР) 149
ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР
ЛЮБИТЕЛЬСКОГО НАРОДНОГО ХОРА 159
ПРОДАВЕЦ
ПРОМЫШЛЕННЫХ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ
ТОВАРОВ 172
РУКОВОДИТЕЛЬ
САМОДЕЯТЕЛЬНОГО НАРОДНОГО ХОРА 181
СЕСТРА
МИЛОСЕРДИЯ (МЕДСЕСТРА СОЦИАЛЬНОЙ
ПОМОЩИ) 186
СЛЕСАРЬ
ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ 189
СЛЕСАРЬ
ПО РЕМОНТУ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 190
СЛЕСАРЬ
ПО РЕМОНТУ ХОЛОДИЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ 191
СПЕЦИАЛИСТ
ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ, СОЦИАЛЬНЫЙ
РАБОТНИК 197
ТЕЛЕФОНИСТ
МЕЖДУГОРОДНОЙ ТЕЛЕФОННОЙ СТАНЦИИ 205
ТЕХНИК-ЭКСПЛУАТАЦИОННИК
ОБОРУДОВАНИЯ И СИСТЕМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ 206
УЧИТЕЛЬ
МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ 212
УЧИТЕЛЬ
МУЗЫКИ И ПЕНИЯ 213
ЧАСОВЩИК
ПО РЕМОНТУ МЕХАНИЧЕСКИХ ЧАСОВ 222
ЭЛЕКТРОМОНТАЖНИК
ПО ОСВЕТИТЕЛЬНЫМ СЕТЯМ И ОСВЕЩЕНИЮ 236