ПРОФЕССИОГРАММЫ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ И ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Требования к
профессии (биолог, географ, химик,
учитель)

Процесс выбора
профессии характеризуется многомерностью.
Для правильного, адекватного выбора
выпускнику школы приходится преодолевать
внутреннюю работу:

При выборе профессии
важно обратиться к профессиограмме.

Профессиограмма
составляется на основе анализа содержания
профессиональной деятельности и включает
в себя общую характеристику профессии
и требования, которые профессия
предъявляет человеку.

Мы предлагаем
профессиограммы, которые разработаны
факультетом психологии Московского
городского педагогического университета,
а также Самарским областным центром
профессиональной ориентации и
психологической поддержки населения,
которые ориентированы на оказание
помощи учащимся средней школы, выбирающим
свою будущую профессиональную карьеру.
Вы можете познакомиться со следующими
профессиограммами профессий: географ,
биолог, химик, учитель.

Каждая профессиограмма
состоит из следующих разделов:

Педагогика,
как, наверное, известно многим, в переводе
с греческого означает
«детовождеиие», то есть воспитание
детей, подготовка их к жизни
в обществе. Как сложившаяся наука
педагогика занимается раскрытием
сущности, целей, задач и закономерностей
воспитания, определяет
содержание образования и методику
обучения.

Начало
развития педагогики относится к древним
векам. Зародилась педагогика
в виде правил и наставлений для взрослых
по уходу за детьми и
наблюдению за их поведением. Педагогические
традиции, положившие начало
развитию педагогики как науки, появились
в Древней Греции в
V-IV
веках до нашей эры. Особый интерес
вызывают афинская и
спартанская системы воспитания.

Афинская
система воспитания предполагала начало
обучения с 7 лет, когда
педагог (так называли черного раба) вел
ребенка в школу, где сначала он проходил
чтение и счет, затем наступала очередь
литературного
и эстетического воспитания. Большая
роль отводилась и
физическому
воспитанию (бегу, прыжкам, плаванию,
метанию копья и диска).

Спартанская
школа основное внимание уделяла
воспитанию силы духа,
физической выносливости, закаливанию
характера.

Образование
эпохи Средневековья носило в основном
религиозный характер.

Большой
вклад в развитие отечественной педагогики
внесли Л. Н. Толстой,
К. Д. Ушинский,
А.
С, Макаренко и многие другие.

Современный
учитель в школе в первую очередь является
преподавателем той или иной учебной
дисциплины, умеющим
вооружить своих учеников научными
знаниями, практическими умениями и
навыками.

Одновременно
он выступает в роли воспитателя,
осуществляя
нравственное, трудовое, умственное,
эстетическое
и физическое воспитание школьников. Но
при организации воздействия на ученика
учитель всегда должен учитывать,
что он развивается не в прямой зависимости
от педагогического
воздействия на него, а по законам,
свойственным
психике ребенка, — особенностям восприятия,
памяти
и мышления, становления воли и характера,
формирования
способностей, проявления темперамента.

Таким
образом, объектом труда учителя является
не только
ученик сам по себе, но и та деятельность
ученика специально
значимыми объектами, в условиях которой
происходит
его психическое развитие. Основная
задача педагога — организовать
эту деятельность и добиться в ходе неё
необходимого
учебно-воспитательного эффекта.

Основная
функция педагога, в которой наиболее
выражается его
профессионализм — функция руководителя,

организатора
учебной деятельности учащихся. Учитель
должен
включить ученика в учебную деятельность,
направить и
организовать ее таким образом, чтобы
ученик самостоятельно
приходил к открытию тех или иных факторов,
законов, вырабатывая убеждения, овладевал
способами
решения задач. Педагог должен «научить
ученика учиться»
самому прикладывать усилия при добыче
новых знаний.

Вторая
функция современного учителя — превращение
общественно
значимых научных знаний в акт
индивидуального
познания ученика, т.е. необходимо весь
накопленный
общественный опыт человечества сделать
индивидуальным
знанием ребенка и таким образом
адаптировать
его к реальной жизни.

Третья
профессиональная деятельность педагога
— умение формировать
у учащихся потребность в самовоспитании,
самообразовании,
саморазвитии, в самостоятельности
выбора
соответствующей цели и достижения ее.
Безусловно, успешное
управление самовоспитанием учащегося
во многом зависит
от понимания педагогом психологии
учащихся, внимательного
и чуткого отношения к ним.

Знания,
действия, поступки педагога, сама
личность учителя
— проверенный инструмент педагогического
воздействия
на детей. Профессия педагога предъявляет
большие
требования к человеку. Он должен быть
разносторонне
развитым человеком, с широким кругозором,
красивой
правильной речью и стремлением постоянно
развиваться
и узнавать что-то новое.

Родственные
профессии: воспитатель
детского сада, няня, гувернер,
лектор, репетитор.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности

Личностные
качества, интересы и склонности:

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности

Медицинские
противопоказания: дефекты
речи, психические отклонения, хронические
инфекционные
заболевания, нарушения сердечно-сосудистой
деятельности.

Области
применения профессиональных знаний:
образовательные
учреждения (школы, детские сады, вузы);
социальные
организации (детские дома, приюты,
интернаты, детские центры
творчества и досуга); работа
в правоохранительных органах (детские
приёмники-распределители,
колонии); Российская
академия образования; городские
и муниципальные учебно-методические
центры.

Профессию
можно получить: педагогические
институты, университеты и педагогические
училища: Самарский государственный
педагогический
университет, Самарский государственный
университет,
Самарский государственный технический
университет,
Самарский филиал Московского городского
педагогического университа.
Преподавателей таких предметов, как
физкультура,
пение, труд, рисование, готовят институты
физкультуры,
художественно-графические и музыкальные
училища.

Профессиограмма «Биолог»

Биология
(от греч. bios

жизнь и logos

наука) изучает жизнь во всех ее проявлениях,
различные уровни ее организации. Сам
термин «биология» был
предложен в 1802 году Ж. Б. Ламарком и Г.
Р. Тревиранусом независимо
друг от друга. Современная биология
уходит корнями в древность
и берет начало в странах Средиземноморья
(Древний Египет, Древняя
Греция). Крупнейшим биологом древности
был Аристотель. В
средние века накопление биологических
знаний диктовалось в основном
интересами медицины. Труды ученых
древности, продолженные в
эпоху Возрождения, положили начало
ботанике и зоологии, а также анатомии
и физиологии человека (здесь известны
труды Везалия, Галена и т.д.). В XIX
веке резко возросло число изучаемых
биологами объектов, поэтому
ботаника, зоология тоже стали дробиться
на разделы, которые впоследствии
сформировались в самостоятельные
отрасли биологии (эмбриология,
гистология, микробиология и т.д.).

В
настоящее время работа биологов
приобретает огромное практическое
значение для медицины, сельского
хозяйства, промышленности,
разумного использования природных
ресурсов и охраны природы. Ведется
много интересных и новых исследований,
особенно в таких областях, как
биотехнология, генная инженерия. Эти
перспективные направления
позволяют: в
лабораторных условиях конструировать
генетические системы заранее
заданного состава и строения; на их
основе получать разнообразные
лекарственные препараты; исправлять
некоторые генетические дефекты у
человека; создавать
организмы с новыми, в том числе и не
встречающимися в
природе, комбинациями наследственных
признаков и свойств.

Профессиограммы.

ВОДИТЕЛЬ
ЭЛЕКТРО- И АВТОТЕЛЕЖКИ 36

ВЫШИВАЛЬЩИЦА
НА ВЫШИВАЛЬНЫХ МАШИНАХ И ПОЛУАВТОМАТАХ 48

ВЯЗАЛЬЩИЦА
ИЗДЕЛИЙ ВЕРХНЕГО ТРИКОТАЖА И ПОЛОТНА 49


слесарном и слесарно-сборочном
производстве) 56

ДИСПЕТЧЕР
УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ 63

ЗООЛАБОРАНТ
ПИТОМНИКА ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ 68

КОНТРОЛЕР
ДЕТАЛЕЙ И ПРИБОРОВ 88

КОНТРОЛЕР-КАССИР
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ
ТОВАРОВ 89

КОНТРОЛЕР
КАЧЕСТВА ГОТОВОЙ ТКАНИ 90

КОНТРОЛЕР
СТАНОЧНЫХ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ 91

МАСТЕР
ПО РЕМОНТУ ОБУВИ 103

МАСТЕР
ПО РУЧНОМУ ПЛЕТЕНИЮ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЛОЗЫ 104

МАШИНИСТ
АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛИНИИ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ
КНИГ (БРОШЮРОВЩИК) 105

МАШИНИСТ
МОТОРО-ВАГОННЫХ СЕКЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 109

МЕДИЦИНСКАЯ
СЕСТРА ПО МАССАЖУ 114

МЕХАНИК
ПО РЕМОНТУ ТЕЛЕ- И РАДИОАППАРАТУРЫ 118

МЛАДШАЯ
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА (САНИТАРКА) 119

МОНТАЖНИК
РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ И
ПРИБОРОВ 123

МОНТАЖНИК
СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ 124

МОНТАЖНИК
СТАЛЬНЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ 124

НАБОРЩИК
НА НАБОРНЫХ СТРОКООТЛИВНЫХ МАШИНАХ 125

НАЛАДЧИК
СВАРОЧНОГО И ГАЗОПЛАЗМОРЕЗАТЕЛЬНОГО
ОБОРУДОВАНИЯ 127

НАЛАДЧИК
СТАНКОВ И МАНИПУЛЯТОРОВ С ПРОГРАММНЫМ
УПРАВЛЕНИЕМ 127

НАЛАДЧИК
СТАНКОВ С ЧИСЛОВЫМ ПРОГРАММНЫМ
УПРАВЛЕНИЕМ 128

ОБРАБОТЧИК
ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЯНТАРЯ 134

ОГРАНЩИК
АЛМАЗОВ В БРИЛЛИАНТЫ 136

ОПЕРАТОР
СТАНКОВ С ЧПУ 144

ОПЕРАТОР
ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН
(ЭВМ) 146

ОПЕРАТОР
ХИМИЧЕСКОЙ ОЧИСТКИ ВОДЫ 147

ОРГАНИЗАТОР
ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА (ДЕЖУРНЫЙ
АДМИНИСТРАТОР) 149

ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР
ЛЮБИТЕЛЬСКОГО НАРОДНОГО ХОРА 159

ПРОДАВЕЦ
ПРОМЫШЛЕННЫХ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ
ТОВАРОВ 172

РУКОВОДИТЕЛЬ
САМОДЕЯТЕЛЬНОГО НАРОДНОГО ХОРА 181

СЕСТРА
МИЛОСЕРДИЯ (МЕДСЕСТРА СОЦИАЛЬНОЙ
ПОМОЩИ) 186

СЛЕСАРЬ
ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ 189

СЛЕСАРЬ
ПО РЕМОНТУ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 190

СЛЕСАРЬ
ПО РЕМОНТУ ХОЛОДИЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ 191

СПЕЦИАЛИСТ
ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ, СОЦИАЛЬНЫЙ
РАБОТНИК 197

ТЕЛЕФОНИСТ
МЕЖДУГОРОДНОЙ ТЕЛЕФОННОЙ СТАНЦИИ 205

ТЕХНИК-ЭКСПЛУАТАЦИОННИК
ОБОРУДОВАНИЯ И СИСТЕМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ 206

УЧИТЕЛЬ
МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ 212

УЧИТЕЛЬ
МУЗЫКИ И ПЕНИЯ 213

ЧАСОВЩИК
ПО РЕМОНТУ МЕХАНИЧЕСКИХ ЧАСОВ 222

ЭЛЕКТРОМОНТАЖНИК
ПО ОСВЕТИТЕЛЬНЫМ СЕТЯМ И ОСВЕЩЕНИЮ 236

Профессиограммой мы будем называть
подробное систематическое и комплексное
описание профессии, включающее различные
характеристики трудовой деятельности,
в том числе, ее цели, средства, процесс,
условия и результаты. Профессиограмма
не сводится только к психологическому
описанию, как это часто представляется
некоторыми авторами. Таким образом,
профессиограмма не может быть заменена
набором из нескольких десятков
способностей, проранжированных по
степени важности. В крайнем случае, в
качестве составной части профессиограммы
можно представить так называемую
психограмму, то есть профиль психологических
качеств идеального работника, в наибольшей
мере соответствующего требованиям
профессии.

Читайте также:  ОБУЧЕНИЕ АНАЛИТИКУ ДАННЫХ

В качестве примеров конкретных
профессиограмм, разработанных
отечественными специалистами, представлены
различные описания профессии медицинской
сестры.

Медицинская сестра – это квалифицированный
помощник врача на всех участках его
работы. По своему характеру работа
медицинской сестры исполнительская, а
по значению она не менее важна, чем
работа врача. Медицинская сестра
обеспечивает всесторонний уход за
больным, выполняет различные диагностические
и лечебные процедуры. Она значительно
больше, чем врач, находится с больным,
первой может придти на помощь в случае
ухудшения его самочувствия.

а) Медицинская сестра операционная

При любой операции оперирующему врачу
помогают не только ассистенты, но и
операционная сестра. Она следит за
стерильностью оборудования, инструментов,
перевязочного и шовного материала. Она
также обязана следить за исполнением
правил стерильности всеми людьми,
находящимися в операционной.

Операционная медсестра занимается
подготовкой операционного блока. Зная
характер предстоящей операции, она
готовит все для нее необходимое:
инструменты, аппаратуру, кровь, стерильное
белье и другие необходимые предметы.
Перед операцией она помогает врачам в
процессах стерилизации. Во время операции
сестра подает хирургу нужный инструмент.

Операционная сестра должна знать
анатомию человека, понимать латинскую
терминологию, быть выносливой и
терпеливой, хорошо разбираться в сложной
операционной аппаратуре.

б) Медицинская сестра палатная

Палатная медсестра работает в больнице.
Она ухаживает за больными, следит за их
состоянием, помогает санитаркам и
родственникам кормить их, раздает
лекарства, измеряет температуру, делает
уколы и выполняет различные процедуры.

Палатная медсестра оформляет документы
лечащегося больного, вносит в его историю
болезни данные лабораторных исследований.
Она делает обход вместе с врачом и
регистрирует все его назначения. После
ночного дежурства она докладывает о
состоянии больных и их температуре.

в) Медицинская сестра участковая

В нашей стране существует широкая сеть
поликлиник – лечебно-профилактических
учреждений, оказывающих всестороннюю
медицинскую помощь населению по месту
жительства. Главной помощницей врача
поликлиники является медицинская
сестра, выполняющая его назначения. От
ее работы зависит не только успех лечения
заболевания, но и настроение, душевное
состояние больного, которое также имеет
немаловажное значение для лечения
заболевания и сроков окончательного
выздоровления.

Медсестра организует прием больных и
помогает врачу во время приема. До приема
она подготавливает кабинет, следит за
своевременной доставкой амбулаторных
карт из регистратуры, за получением
результатов лабораторных анализов. В
необходимых случаях измеряет больным
температуру, устанавливает порядок
приема. Сестра также выполняет назначенные
врачом процедуры на дому у больных
(различные инъекции, банки, перевязки).

Медсестре важно иметь (помимо специальных
знаний и практических навыков) такие
профессионально важные качества, как
чуткость, внимательность, умение наладить
контакт с больным. Очень часто плохое
физическое состояние больного сказывается
и на его психическом состоянии. Больной
становится раздражительным, резким,
нетерпеливым, или мнительным, угнетенным,
подозрительным. Здесь очень велика роль
заботливого отношения, участия со
стороны медсестры, умеющей выслушать,
посочувствовать, дать полезный совет.

Профессию можно получить в медицинском
училище.

Родственные профессии: фельдшер.

Пример 2. Характеристики профессии
медсестры на сайте «Профориентация.
Образование. Занятость» (http://ACareer.ru)

Содержание труда: Выполняет предписания
и указания врача, осуществляет уход за
больными, выполняет различные процедуры
(инъекции, перевязки, промывания и др.),
готовит кабинет к приему врача.

Должна знать: Анатомию и физиологию
человека, общие сведения о патологических
процессах, происходящих в организме
человека, причины и основные симптомы
различных заболеваний, методы диспансерного
обслуживания населения.

Профессионально важные качества:

Квалификационные требования: Медицинские
училища

Пример 3. Профессиограмма медсестры
из информационно-поисковой системы
«Профессиография», разработанной в
1994 году сотрудниками Российского
учебного центра Федеральной службы
занятости России канд. психол. наук
И. А. Волошиной, канд. пед. наук И. Н. Назимовым,
канд. экон. наук Е. В. Галаевой, Ф. П. Панкратовой,
Я. В. Шляпиной.

1. Общая характеристика профессии

Работает в поликлиниках, медсанчастях,
диспансерах, больницах, детских
учреждениях, санаториях и профилакториях,
фельдшерских пунктах на предприятиях.
Выполняет назначения врача по лечению
и уходу за больными. Профессия имеет
ряд специальностей. Участковая медсестра
помогает вести врачу прием больных в
поликлинике, выписывает рецепты, измеряет
кровяное давление, температуру; посещает
больных на дому. Палатная медсестра
выхаживает больных: раздает лекарства,
ставит горчичники и банки, берет анализы,
заносит данные исследований в историю
болезни и т.д. Операционная сестра
участвует в проведении операции: точно
и быстро во время операции подает нужный
инструмент, вкладывая его непосредственно
в руки хирурга. Патронажная сестра
осуществляет уход и лечение на дому
детей грудного возраста. Функции
медсестер специализированных медицинских
учреждений (кабинетов) определяются
специальностью врача. Например, медсестра,
работающая с врачом-офтальмологом,
определяет остроту зрения, закапывает
глазные капли, измеряет глазное давление
и т.д.; медсестра, работающая в хирургическом
отделении, обрабатывает раны, накладывает
повязки, вводит противостолбнячную
сыворотку. Работает в помещении, в
контакте с людьми разного возраста;
посменно, в том числе в ночное время и
праздничные дни. Имеется повышенная
опасность инфекционных заболеваний
(работа с группой риска, в условиях
неблагоприятной эпидемиологической
обстановки). Соприкасается с лекарственными
и дезинфицирующими средствами. Профессия,
как правило, рекомендуется женщинам,
за исключением работы в стационаре, где
используется труд мужчин в качестве
медбрата

Читайте также:  Общероссийское движение за занятость населения России дает свои результаты

2. Требования к индивидуальным особенностям
специалиста

Тонкая зрительная, слуховая и тактильная
чувствительность, быстрая реакция,
точная сенсомоторная координация,
высокие концентрация и переключение
внимания, высокая эмоциональная
устойчивость, общительность, чуткость.

3. Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, страдающим
тяжелыми функциональными нарушениями
в сердечно-сосудистой системе,
заболеваниями опорно-двигательного
аппарата с нарушением двигательных
функций, инфекционными и аллергическими
заболеваниями; имеющим нарушение речи,
слуха, некорректируемое понижение
остроты зрения, отклонения в психике.

4. Требования к профессиональной
подготовке

Хорошие знания в области биологии и
химии. Должна знать правила ухода за
больными и тяжелобольными, назначение
и правила использования медицинского
оборудования и препаратов, уметь их
применять, оказывать помощь врачам в
проведении процедур и соблюдать
санитарно-гигиенический режим.

5. Пути получения профессии

Факультеты сестринского дела в медицинских
академиях, вузах (срок обучения 4 года
с присвоением квалификации «менеджер
сестринского дела»), медицинские училища,
лицеи, специализированные курсы

6. Возможности предпринимательской и
индивидуальной трудовой деятельности

Возможно оказание платных услуг частным
лицам по уходу и лечению на дому, создание
хозрасчетной сестринской службы в
составе коммерческих лечебных организаций.

7. Родственные профессии (специальности)

Акушерка, зубной техник, преподаватель
по предмету «сестринское дело» в
медицинских вузах и училищах, фармацевт,
фельдшер.

1. Классификационная карточка профессии:

Доминирующий способ мышления –
приложение-процедура.

Область базовых знаний № 1 и их уровень
– естественные науки (биология, физика,
химия), уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний №2 и их уровень
– медицина, уровень 2, средний (практическое
использование знаний)

Профессиональная область – здравоохранение,
медицина.

Межличностное взаимодействие – частое,
по типу «вместе».

Доминирующий интерес – социальный.

Дополнительный интерес – исследовательский.

Условия – в помещении, мобильный.

2. Доминирующие виды деятельности:

3. Качества, обеспечивающие успешность
выполнения профессиональной деятельности:

Личностные качества, интересы и
склонности:

4. Качества, препятствующие эффективности
профессиональной деятельности:

5. Области применения профессиональных
знаний:

6. История профессии.

Впервые женский труд для ухода за
больными в госпиталях и лазаретах был
использован еще при Петре I. По его указу
женщины служили сиделками. Зарождение
сестринского дела в России начинается
с начала XIX века, когда появляется служба
«сердобольных вдов». Женщины приглашались
в больницы для того, чтобы осуществлять
элементарный уход за больными, а также
осуществлять некоторые медицинские
манипуляции. « Сердобольные вдовы»
явились своего рода предшественниками
медицинских сестер. И на сегодняшний
день медицинская сестра – это «ноги
безногого», «глаза ослепшего», опора
ребенку, источник знаний и уверенности
для молодой матери, уста тех, «кто слишком
слаб и погружен в себя, чтобы говорить».

7. Некоторые профессии, которые могут
подойти человеку с данным типом личности
(социальный и исследовательский):

8. Учебные заведения, обучающие данной
профессии

Профессию медсестры можно получить в
средних специальных учебных заведениях.

Оцените статью
Содействие занятости
Добавить комментарий