- Кому подойдут бесплатные курсы
- Чем занимаются логисты?
- Какие специализации бывают у логистов?
- Что нужно знать логисту?
- Специфика логистики в автомобильных грузоперевозках
- Мнение логиста
- Что такое транспортная логистика?
- Зарплаты в транспортной логистике
- Как попасть в транспортную логистику
- Какие функции выполняют офисные сотрудники?
- А чем занимаются водители?
- Карьера в транспортной логистике
- Как начать карьеру без образования?
- Чем занимаются специалисты логистики
- Что входит в бесплатные курсы
- Сложно ли обучаться дистанционно
Кому подойдут бесплатные курсы
Онлайн-курсы логистики для новичков будут полезны:
Сертификат о прохождении курса
Материалы доступны сразу после записи
Присоединяйтесь к курсу в любое время. Обучение бесплатное
Цепь поставок — это обширная сеть, охватывающая все стадии процесса преобразования природных ресурсов в готовую продукцию, которую получает конечный потребитель. Чтобы создать и доставить клиенту тот продукт, который имеет для него ценность, необходимо уметь управлять цепями поставок: формировать их конфигурацию, осуществлять планирование материальных потоков и производственных мощностей, контролировать ход исполнения планов. Данный курс охватывает все элементы управления информационными и финансовыми потоками в цепях поставок
В ходе изучения курса слушатель познакомится с тем, как построить качественные процессы планирования дистрибуции, производства и закупок. Вы поймете, что эффективное управление цепями поставок во многом зависит от умения формировать и поддерживать взаимоотношения с контрагентами, а также применять современные информационные технологии. Системное понимание логистики поможет вам сформировать конкурентоспособную инфраструктуру бизнеса и разобраться, как эффективно сбалансировать спрос на продукцию и возможности предприятия
Курс предназначен для студентов бакалавриата, а также всех интересующихся логистикой как наукой об управлении цепями поставок
Пройдите регистрацию на Лекториуме и запишитесь на курс — он сразу появится в вашем личном кабинете
Решите, нужен ли вам сертификат
Выполните итоговую контрольную работу и получите именной сертификат Лекториума
Лекция 1.1 Понятие и роль логистики в управлении цепями поставок
Лекция 2.1. Разработка стратегии цепи поставок
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Кафедра предпринимательства СПбПУ
Курс разработан Лекториумом по заказу Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого и кафедры предпринимательства СПбПУ
Помогаем решать задачи с помощью сервисов ATI. SU и предлагаем лучшие образовательные программы на рынке логистики
Научитесь пользоваться сервисами ATI. SU и решать задачи любой сложности. Курсы содержат короткие видео, интерактивные упражнения, тренажёры, тесты и конспекты.
Как взять груз и оформить перевозку через ATI. SU
Вы научитесь бронировать грузы и оформлять перевозки через сайт — с созданием документов и без. А ещё — установите электронную подпись, откроете для себя АТИ-Доки и перестанете бояться электронного документооборота.
Как оформить перевозку через ATI. SU и настроить ЭДО
Вы научитесь оформлять перевозки полностью через сайт и значительно экономить время на заполнении данных. А также познакомитесь с электронным документооборотом: установите электронную подпись и сможете создавать документы по шаблонам.
Вы сможете оформлять перевозки через ATI. SU и экономить время на заполнении данных. Откроете для себя АТИ-Доки — там вас уже ждут готовые шаблоны документов для работы с перевозчиками.
Вы научитесь создавать площадки и приглашать на них доверенных перевозчиков или экспедиторов. Сможете автоматизировать работу по распределению грузов, запускать торги и отслеживать ход перевозки.
Как создать свою площадку на ATI. SU и настроить работу на ней
Вы научитесь создавать площадки и приглашать на них доверенных перевозчиков. Сможете автоматизировать работу по распределению грузов, запускать торги и отслеживать ход перевозки. А также копировать грузы с площадок грузовладельцев на свою с заданной комиссией и запускать сквозные торги.
Как автоматизировать работу экспедитора с помощью Площадок ATI. SU
Вы узнаете, чем площадки отличаются от Биржи и чем они могут быть интересны перевозчику. Поймёте, что делать, если грузоотправитель приглашает вас на площадку. Научитесь находить грузы, которых нет на Бирже, правильно настраивать уведомления о них и участвовать в торгах.
Как вступить на площадку и настроить работу на ней
Курс для руководителей, отвечающих за безопасность заключения сделок с контрагентами
Проверка контрагентов в малых и средних ТК
Онлайн-курс для руководителей отделов логистики транспортных компаний и тех, кто собирается им стать
Клиентский менеджер в транспортной логистике
Научитесь справляться с трудностями, особенно характерными для кризисного времени
Станьте высококлассным менеджером, перенимая опыт у ведущих экспертов отрасли
Координационный Совет по Логистике
Как не остаться без груза или оплаты — памятка для участников ATI. SU
Этот список позволит вам не связаться с мошенниками, защитить свои грузы или не остаться без оплаты.
Как находить перевозчиков по непопулярным направлениям
Небанальные рекомендации от нас и хитрости от наших грузовладельцев и экспедиторов. Эти советы помогут вам быстрее закрывать сложные и срочные заявки.
Как рассчитать выгодную ставку на перевозку
Рассчитайте бюджет по готовому шаблону и оцените, какая ставка на перевозку действительно приносит вам выгоду.
Краткие инструкции по первым шагам на ATI. SU
Рассказываем, какие знания пригодятся логисту в работе и как за пять минут оценить уровень подготовки специалиста, не устраивая «допрос с пристрастием».
Логист – одна из самых популярных и востребованных на сегодняшний день профессий. На рекрутинговых порталах опубликованы тысячи объявлений о найме на работу логистов, причём называться должности могут по-разному (логист, менеджер по логистике, менеджер по грузоперевозкам и так далее), а уровень зарплат варьируется от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей.
Чем занимаются логисты и что нужно знать, чтобы начать работу и сделать карьеру в этой отрасли? Ответить на эти вопросы будет непросто, потому что у логистов существует огромное количество специализаций. Работа диспетчера, распределяющего грузовые ГАЗели по заказам в городе-миллионнике не имеет ничего общего с работой специалиста ВЭД, занимающегося морскими перевозками и таможенным оформлением. А ведь оба этих специалиста имеют полное право называть себя логистами.
Чем занимаются логисты?
Согласно Википедии, логистика – это система по организации доставки каких-либо материальных предметов из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Именно этим логисты и занимаются. На их плечи ложится ответственность за организацию перевозки грузов из пункта А в пункт Б и за все связанные с этим действия: поиск необходимого транспорта, правильное бухгалтерское и таможенное оформление перевозки, принятие мер по обеспечению её безопасности.
Кроме того, логисты зачастую выполняют роль менеджеров по продажам логистических услуг. Им приходится искать не только перевозчиков, но и грузоотправителей – обеспечивать себя работой.
Поэтому зарплаты у логистов обычно сдельные: их размеры напрямую зависят от объёмов продаж.
Какие специализации бывают у логистов?
— Профессия логиста делится на множество специализаций в зависимости от вида транспорта, который перевозит вверенные специалисту грузы, – рассказывает Евгения, логист с 20-летним опытом работы в сфере автомобильных грузоперевозок. – Перевозки также распределены по видам грузов: пищевая продукция, сырье, промтовары, инертные и танконаливные грузы – всё это разные области, в каждой из которых есть своя специфика.
Своя специфика есть и у различных видов транспорта – железнодорожного, морского, воздушного. Особняком стоят логисты, занимающиеся международными перевозками: им приходится иметь дело с иностранными партнёрами и таможней, что требует дополнительной квалификации.
Существуют и другие специализации, которые не предполагают организацию перевозки «под ключ» в интересах заказчика. В службах экспресс-доставки логистами зачастую называют диспетчеров, контролирующих работу курьеров. Сотрудника склада, который контролирует отгрузку и погрузку товара, также нередко называют логистом. И даже на предприятии, которое ничего никуда не отправляет (например, в бизнес-центре или на спортивном объекте) может работать логист по снабжению, который будет обеспечивать свою компанию необходимыми товарами.
Что нужно знать логисту?
Абсолютно всем логистам необходимо:
Для логистов, занимающихся международными перевозками и ВЭД, необходимо знание иностранных языков, как минимум английского на уровне Intermediate и выше. Кроме того, необходимо знание международного законодательства в сфере грузоперевозок.
Как мы уже говорили, большинство логистов занимается не только организацией перевозок, но и продажей собственных услуг. Найти хорошую работу опытному логисту поможет собственная база заказчиков и перевозчиков, а новичку её придётся нарабатывать с нуля. Для этого нужна коммуникабельность: умение вести деловые переговоры и находить общий язык с потенциальными клиентами.
Летом прошлого года бизнес-тренер в сфере логистики Камиль Баймухаметов рассказал нам о личных качествах, которые нужны каждому логисту. Это:
Высшее образование в подавляющем большинстве случаев логистам не требуется, однако и лишним оно не будет. Логистика очень быстро меняется, и знания, которым обучают студентов на логистических факультетах, зачастую оказываются бесполезными, когда выпускники устраиваются на первую работу.
Логисты, с которыми нам довелось пообщаться, уверены: специфика профессии такова, что высшее образование нельзя рассматривать как серьёзное преимущество при трудоустройстве.
Исключением могут стать вакансии, связанные с таможенным оформлением грузов. Таможенное законодательство также меняется, но его изменения не так стремительны. Поэтому дипломированные специалисты таможенного дела в поиске работы, связанной с международной логистикой, могут иметь приоритет перед другими соискателями – и освоить профессию им будет несколько проще.
А еще логисты должны быть готовы к тому, что понятие «рабочий день» в их работе практически отсутствует. Конечно, большинство логистов уходят из офиса вечером – но это не значит, что среди ночи им не позвонит водитель или менеджер иностранной компании, рабочий день у которого в самом разгаре.
— В два часа ночи мне позвонил водитель, который плохо говорил по-английски и сказал, что его не пускают на паром. Пришлось созваниваться с сотрудником переправы и выяснять, в чем проблема. Если бы мне не удалось её разрешить, машина осталась бы в Швеции на сутки, срок доставки был бы сорван и нам пришлось бы платить крупный штраф, – рассказывает Евгения, поясняя, что такие ситуации происходят хоть и не ежедневно, но довольно часто.
Специфика логистики в автомобильных грузоперевозках
Логистам, которые работают в автомобильных перевозках, в первую очередь необходимо понимать специфику этой отрасли. Какие бывают типы полуприцепов? Сколько европаллет может увезти одна сцепка? Какова максимальная грузоподъемность автопоезда с седельным тягачом? Логисту нужно знать ответы на эти вопросы, чтобы понимать, какая машина нужна для перевозки каждой конкретной партии груза.
Логистам также нужно знать:
Лайфхак от бизнес-тренера: определяем уровень подготовки логиста
Камиль Баймухаметов утверждает: самый простой способ определить уровень подготовки логиста – сыграть с ним в города. Опытные специалисты могут играть 10-15 минут, а новички обычно сдуваются за первую пятиминутку.
Мнение логиста
— Обычный менеджер по логистике должен разбираться не только в особенностях транспорта под конкретные грузы, – рассказывает Евгения. — Этого недостаточно. Он должен знать, где погрузиться и какую машину подать и сколько куда влезает.
Помимо этого, нужно обладать достаточно серьезными знаниями – например, по оформлению документации. Если это касается международной перевозки, то на иностранном языке. Все логисты должны владеть как минимум базовым английским языком, а лучше не базовым – в современных реалиях это обязательные знания. Таможенные правила, если это международная логистика – а эти правила постоянно изменяются, постоянно добавляются новые правила оформления документации вплоть до каких-то слов, которые должны быть вписаны в документы, а если их нет, возникнут большие проблемы на границе, на таможне.
Человек должен владеть пониманием финансовых операций. Есть определенный документ – Incoterms, свод правил, по которым происходит отгрузка товара. Он завязан в том числе и на финансовых вопросах. Когда наступает переход ответственности от поставщика к перевозчику? А от перевозчика к покупателю? Профессиональный логист знает ответы на эти и на многие другие вопросы.
Рассказываем, что такое транспортная логистика, чем занимаются сотрудники логистических компаний и сколько за это получают.
На фоне не самой благоприятной экономической обстановки в сфере транспорта и логистики всё не так уж плохо. Весной этого года, когда новости пестрели заголовками о новых и новых пакетах санкций, портал “Авито” сообщил, что специалисты по транспортной логистике стали лидерами по росту зарплат. А в августе рекрутинговые порталы отрапортовали о заметном росте количества вакансий в сфере логистики.
Ничего удивительного в этом нет. Безусловно, для логистических компаний финансовые кризисы неприятны (а в некоторых случаях и вовсе смертельны). Однако даже в самых трудных условиях логистические процессы не останавливаются: людям необходимы товары, заводам — сырьё, на стройки нужно своевременно доставлять стройматериалы.
Спрос на транспортные услуги остаётся высоким ещё и потому, что многие цепочки поставок, “сломавшиеся” из-за ухода западных компаний, удалось перестроить. Какие-то товары везут в обход, через третьи страны, а в каких-то случаях выстраиваются абсолютно новые цепочки – с участием поставщиков, которые раньше с Россией никогда не работали.
Поэтому можно сказать, что транспортную логистику нынешний кризис задел не так сильно, как другие отрасли, а некоторые компании и вовсе выиграли, быстро адаптировавшись к новым условиям.
Что такое транспортная логистика?
Это достаточно широкий сектор экономики, который отвечает за организацию процесса перевозки грузов разными видами транспорта. Три наиболее распространённых вида — автомобильный, железнодорожный и морской. Гораздо меньшие объёмы у воздушных грузоперевозок, и этот сегмент сегодня чувствует себя неважно: у российских авиаперевозчиков возникли серьёзные проблемы из-за санкций.
Санкции были введены и в отношении автомобильных перевозчиков: с апреля 2022 года для них закрыты страны Евросоюза. Такие жёсткие меры привели к снижению ставок внутри России и банкротству некоторых компаний, ранее занимавшихся исключительно международными перевозками. Однако в целом рынок адаптировался к новым условиям: грузы из Европы теперь доставляют с помощью перецепки или перегрузки товаров на приграничных терминалах, а перевозчики осваивают новые (в первую очередь, среднеазиатские) направления.
Зарплаты в транспортной логистике
Рядовые сотрудники логистических компаний — это, прежде всего, офисные работники (логисты, диспетчеры, менеджеры) и водители грузовиков, а также сотрудники складов.
Зарплаты рядовых сотрудников сильно разнятся в зависимости от компании, региона, квалификации и многих других условий. Логисты и менеджеры по продажам логистических услуг обычно получают сдельную зарплату, напрямую зависящую от количества выполненной работы. По данным сервиса Zarplan.ru, в сентябре этого года средняя зарплата логиста в России составляла 76 тысяч рублей. Нам такая цифра видится очень приблизительной: новичок без опыта, недавно устроившийся в небольшую компанию, может получать гораздо меньше, а опытный сотрудник крупной фирмы, наработавший большую клиентскую базу — в разы больше. У руководителей и узконаправленных специалистов (например, у специалистов по цепочкам поставок) зарплаты выше. В среднем это 100-150 тысяч рублей, в крупных компаниях иногда более 200 тысяч.
Водитель категории Е по данным того же сервиса получает в среднем 131 тысячу рублей. Эта цифра, на наш взгляд, слегка завышена. Большинство дальнобойщиков считает средней зарплату в пределах 100 тысяч рублей. Водители отмечают, что заработать больше действительно нетрудно — но для этого придётся либо провести в рейсе очень много времени, либо управлять фурой, перевозящей необычные виды грузов (к примеру, опасные или крупногабаритные), что требует специальной подготовки. В таком случае водитель может получать до 150 тысяч рублей в месяц и даже больше.
Как попасть в транспортную логистику
У транспортной логистики сравнительно низкий порог входа. Водитель, получивший категорию Е, сможет найти работу даже без опыта: дефицит дальнобойщиков заставляет компании вкладываться в обучение и стажировки.
С “офисными” должностями всё несколько сложнее. Если речь идёт об автоперевозках, то устроиться без опыта можно: правда, на большую зарплату в таком случае рассчитывать не стоит. Но если быстро влиться в рабочие процессы и показать результат, на “средние” 73 тысячи рублей в месяц можно выйти сравнительно быстро.
Главными преимуществами новичка, мечтающего о работе в транспортной логистике, могут стать личные качества — умение находить общий язык с людьми (клиентами и контрагентами), собранность, исполнительность, здоровая инициативность, умение доводить дело до конца и, конечно, желание хорошо зарабатывать. Плюсами в глазах работодателя может стать опыт работы в сферах, где необходимо тесно работать с клиентами.
У морских и воздушных международных перевозок своя специфика: устроиться без опыта или соответствующего образования на линейную должность в компанию, которая ими занимается, чрезвычайно трудно.
И всё же “порог вхождения” в транспортной логистике сравнительно низкий — это отличительная особенность этой сферы.
Какие функции выполняют офисные сотрудники?
Линейные офисные сотрудники, логисты и диспетчеры, занимаются организацией и сопровождением грузоперевозок и сопутствующих процессов (работа с документами, таможенное оформление и т.д.). В зависимости от типа и нужд компании, в которой вы будете работать, в ваши задачи может входить поиск грузов, поиск транспорта, а в некоторых случаях – и то, и другое.
В функции логиста также входит ведение документооборота. Нюансов здесь довольно много: хороший логист должен уметь не только правильно составлять документы, но и проверять их, оценивать с юридической точки зрения.
Придётся изучить отраслевую специфику. В автомобильных перевозках это виды транспорта, виды загрузки транспортных средств, множество видов грузов, режим работы водителей, ограничения, действующие на региональных и федеральных автодорогах.
В других отраслях транспортной логистики своя специфика: это виды морских контейнеров и железнодорожных вагонов, процесс таможенного оформления и многое другое. При работе с зарубежными контрагентами пригодится английский язык.
Знание специфического программного обеспечения приветствуется, но не обязательно. В транспортной логистике используется множество различных CRM, и все они осваиваются довольно быстро.
А чем занимаются водители?
Далёкий от сферы грузоперевозок человек может считать, что водители грузовиков занимаются исключительно вождением. Чаще всего это не так: помимо вождения они также следят за наличием и правильным заполнением документации. Кроме того, именно водители занимаются подготовкой ТС к загрузке и выгрузке (например, растентовкой полуприцепа) и отвечают за надёжное крепление груза в машине.
Бытует мнение, что водители должны уметь чинить вверенное им транспортное средство. Отчасти это мнение справедливо: профессиональный водитель действительно должен уметь выполнять простые технические работы (замена колеса, ламп, фильтров и т.д.). Кроме того, он должен обладать общей технической грамотностью и понимать, как работают основные узлы автомобиля и какие в них происходят процессы — чтобы в случае серьёзной поломки правильно определить её, запросить нужные запчасти и самостоятельно принять решение о дальнейших действиях.
Образ дальнобойщика-мастера на все руки, перебирающего движок на обочине, остался в прошлом: современные машины очень сложны, и устранить неисправность в полевых условиях зачастую невозможно. Однако определённый багаж знаний профессиональному водителю необходим по сей день.
Карьера в транспортной логистике
В сфере транспортной логистики можно построить без преувеличения блестящую карьеру. Для этого потребуются определённые личные качества, среди которых – трудолюбие и умение работать с людьми.
Рядовой логист или менеджер по продажам логистических услуг может стать руководителем своего отдела. Дальнейший рост зависит от компании и наличия в ней тех или иных должностей. Многие руководители логистических компаний начинали свой путь «с самых низов», с должности линейного сотрудника и затем либо поднимались вверх по карьерной лестнице, либо увольнялись и начинали своё дело.
Что же касается водителей, то и у них есть карьерные перспективы. Во-первых, профессиональных водителей сегодня не хватает – как в России, так и в других странах мира. Поэтому многие компании готовы повышать зарплату за выслугу лет. Во-вторых, у водителей большегрузов существуют специализации: получив ДОПОГ или пройдя курсы по перевозке негабаритов, можно претендовать на бо́льшую зарплату.
Если же говорить именно о карьерном росте, то водитель может стать начальником колонны – для этого может потребоваться техническое образование.
Как начать карьеру без образования?
Ответ очевиден: устроиться в транспортную компанию на линейную должность. Отсутствие высшего профильного образования не является непреодолимой преградой.
Чтобы чувствовать себя увереннее на собеседовании, соискатель может пройти обучающие курсы – предложений в сети достаточно. В процессе обучения можно получить знания, которые пригодятся в будущей работе.
Если курсы по каким-то причинам не подходят, можно обратиться к учебной литературе. Эксперты отмечают, что классические учебники по логистике зачастую чересчур академичны, а содержащиеся в них сведения не всегда будут полезны в повседневной работе. Выбирайте свежие издания, авторы которых делают упор на практику и рассказывают о работе логистических компаний, основываясь на собственном опыте. Об одном их таких учебников мы недавно писали: это книга «Как стать логистом?» Камиля Баймухаметова (автор работал на руководящих должностях в крупнейших ТК России и продолжает заниматься перевозками до сих пор). В учебнике коротко и ясно описаны основные обязанности логиста, его задачи, даны практические советы и рекомендации. Один из разделов посвящен трудоустройству.
Повторимся: работодатели обращают внимание на личные качества соискателя — на грамотную речь, умение находить общий язык с людьми и работать в режиме многозадачности. Эти качества действительно важны для любого логиста: если вы использовали их на предыдущей работе, расскажите об этом как можно подробнее и сделайте упор на достигнутые результаты.
Чем занимаются специалисты логистики
Логист — это специалист, который работает в транспортной компании, в торговой сети, на складе или в отделе логистики на предприятии. Что входит в обязанности логиста:
Хороший логист зарабатывает около 80 000 — 100 000 рублей в месяц. Руководитель отдела логистики — от 120 000 рублей.
Что входит в бесплатные курсы
Обучение логистике с нуля бесплатно включает в себя следующие темы:
Длительность базового курса — от 1 до 4 месяцев. Если вы захотите получить более глубокие знания в этой сфере, можно продолжить обучение на платной основе.
Сложно ли обучаться дистанционно
В учебную программу входят видеоуроки, лекции и домашние задания. Вы получите доступ к обучающим материалам на несколько недель.
В чем сложность дистанционного обучения логистике:
Однако у удаленного обучения есть свои плюсы:
При желании можно освоить профессию логиста с нуля. Комплексное обучение транспортной или складской логистике займет 1-2 года.





