- Организаторы программы
- Кто может обучаться?
- Как принять участие в программе?
- Часто задаваемые вопросы
- Какое направление обучения можно выбрать?
- Где будет проходить обучение? Можно ли обучаться дистанционно?
- Сколько времени нужно учиться?
- Сколько стоит обучение?
- Какие документы будут выданы по итогам обучения?
- Сколько раз можно проходить обучение?
- Как отслеживать информацию по моей заявке?
- О программах каких компаний вы узнаете
- Route 256 от «Озона»
- Школа 21 от Сбера
- VK Образование
- Шпора C# от «СКБ Контур»
- Тинькофф Финтех
- Кто может стать участником и как зарегистрироваться в «Демографии»
- Работа после курса
- Как Светлана училась на тьютора
- Как Елена училась на специалиста по закупкам
- Выводы
- Выбирайте свой уровень
- Тинькофф Академия
- Тинькофф Старт
- Финтех Мидл
Организаторы программы
Министерство труда и социальной защиты
Национальные проекты России
Институт развития профессионального образования
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Российская академия народного хозяйства и государственного управления при Президенте Российской Федерации
Кто может обучаться?
Граждане в возрасте 50 лет и старше, граждане предпенсионного возраста;
Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
Женщины, не состоящие в трудовых отношениях и имеющие детей дошкольного возраста в возрасте от 0 до 7 лет включительно;
Безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости;
Работники, находящиеся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников;
Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Украины, которые получили удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;
Ветераны боевых действий, принимавшие участие (содействовавшие выполнению задач) в СВО на территориях ДНР, ЛНР и Украины с 24.02.2022, на территориях Запорожской и Херсонской областей с 30.09.2022, уволенные с военной службы (службы, работы);
Лица, принимавшие в соответствии с решениями органов публичной власти ДНР, ЛНР участие в боевых действиях в составе ВС ДНР, Народной милиции ЛНР, воинских формирований и органов ДНР и ЛНР, начиная с 11.05.2014;
Члены семей лиц, погибших (умерших) ветеранов боевых действий СВО на территориях ДНР, ЛНР и Украины с 24.02.2022, на территориях Запорожской и Херсонской областей с 30.09.2022, а также лиц, принимавших участие в боевых действиях в ДНР и ЛНР, начиная с 11.05.2014, при выполнении задач в ходе СВО (боевых действий), либо умерших после увольнения с военной службы (службы, работы), если смерть таких лиц наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при выполнении задач в ходе СВО (боевых действий);
Молодежь в возрасте до 35 лет включительно, относящиеся к категориям:
Как принять участие в программе?
Подать заявку на интересующую вас программу
В течение трёх дней после подачи заявки получить в центре занятости населения услугу по профессиональной ориентации, по итогам которой будет выдано подтверждение участия в программе, отказ или рекомендация по смене программы обучения
В случае получения рекомендации по смене программы обучения вы можете:
1) отозвать ранее поданную заявку и подать новую на рекомендованную программу;
2) отклонить рекомендацию. В этом случае перед началом обучения вам необходимо подписать с образовательной организацией договор, в соответствии с которым вы обязуетесь найти работу или открыть свое дело после завершения обучения
После успешной подачи заявки ожидайте её рассмотрения. Рассмотрение заявки на обучение может занимать до семи рабочих дней
Зачисление в группу обучения произойдет в течение 10 рабочих дней после одобрения заявки
Часто задаваемые вопросы
Для граждан, желающих принять участие в программе, доступны следующие виды обучения:
Какое направление обучения можно выбрать?
Для обучения вы можете выбрать любое направление, востребованное в вашем регионе (программа может быть изменена по итогам профессиональной ориентации).
Со списком направлений профессионального обучения, дополнительного
профессионального образования, доступных в вашем регионе, вы можете ознакомиться при
заполнении заявки
на обучение.
Где будет проходить обучение?
Можно ли обучаться дистанционно?
Очное обучение проходит на базе образовательных организаций, обладающих квалифицированными
педагогами и необходимым оборудованием. Вы можете обучаться дистанционно, если такое
обучение предусмотрено для конкретной программы.
Место и формат обучения (очный или дистанционный) вы сможете выбрать при заполнении заявки
на обучение.
Сколько времени нужно учиться?
Длительность обучения зависит от выбранной вами программы и графика обучения. О длительности и графике обучения по выбранной вами программе вы будете проинформированы дополнительно.
Сколько стоит обучение?
Обучение проводится бесплатно.
Какие документы будут выданы по итогам обучения?
По окончании обучения выдаётся документ о квалификации в соответствии с видом образовательной программы. Также могут быть выданы дополнительные документы.
Информацию об этом можно посмотреть в карточке образовательной программы.
По вопросам выдачи документа о квалификации рекомендуем обратиться к обучающему центру (информация была направлена на вашу электронную почту после заполнения заявки на обучение).
Дополнительно вы можете обратиться к федеральному оператору, которого выбрали при заполнении заявки на обучение:
Сколько раз можно проходить обучение?
За время проведения проекта (2021-2024 годы) пройти обучение можно один раз. Если гражданин будет отчислен в процессе обучения (за неуспеваемость или непосещение занятий), он теряет возможность повторной подачи заявки.
Как отслеживать информацию по моей заявке?
Информацию можно посмотреть в личном кабинете в разделе «Моё обучение». Кроме того, при изменении статуса заявки приходит уведомление, а также направляются сведения по электронной почте.
Корпорации регулярно проводят — как для студентов без практического опыта, так и для специалистов уровня мидл, которые хотят развиваться дальше.
Лучшим выпускникам зачастую предлагают стажировки или стартовые позиции в компании.
Мы уже публиковали подборку программ для начинающих тестировщиков. В этой статье расскажем про 6 бесплатных курсов по разработке, аналитике, Data Science и менеджменту проектов, которые начинаются в ближайшее время.
О программах каких компаний вы узнаете
Формат: онлайн-лекции Когда: лекции идут до 16 сентября, после их выложат в записи Для кого: для студентов и начинающих специалистов в области ИТ Продолжительность: одна лекция длится около 2 часов Подробнее: на сайте

В лектории «Академии Яндекса» преподают ведущие эксперты компании в области ИТ, менеджмента и маркетинга. Ежедневно выходят четыре лекции, всего их будет больше ста. Кроме теоретических блоков участников ждут практические задания, приближенные к реальным кейсам.
Как принять участие. Лекторий открыт для всех желающих. Чтобы присоединиться к лекциям, достаточно регистрации на сайте.

Route 256 от «Озона»
Формат: вебинары дважды в неделю, воркшопы по субботам с разбором кейсов Когда: даты старта различаются в зависимости от направления Для кого: для мидл-специалистов, иногда запускают курсы для новичков Продолжительность: 2 месяца Подробнее: на сайте

Курсы Route 265 сфокусированы на разработке сервисов для электронной коммерции: студенты пишут приложения на C#, Python, Go и Swift.
За каждым участником программы закреплен наставник, который будет сопровождать его и поддерживать в течение всего курса. Уже через месяц занятий начинаются собеседования в разные команды компании, после которых самые успешные студенты получают приглашение на работу.
Как принять участие. Подать заявку на программу могут кандидаты старше 18 лет и с опытом работы не менее одного-двух лет. Нужен опыт разработки приложений, знание паттернов проектирования и умение их применять.
Для участия необходимо пройти испытания на платформе Codeforces. В течение недели после контеста результаты испытаний отправят на почту. Старт занятий — уже через неделю после подведения итогов. Параллельно можно пройти собеседования в команды «Озона» и получить оффер в компанию.
Кроме курсов для начинающих доступна программа оплачиваемых стажировок Ozon Tech. Для поступления потребуется отправить резюме на карьерном портале, потом пройти собеседование с рекрутером и техническое интервью с наставником.
Школа 21 от Сбера
Формат: очное обучение в Москве, Казани или Новосибирске Когда: отборочные интенсивы в Новосибирске начнутся в августе, в Москве и Казани — зимой 2023 года Для кого: для учеников старше 17 лет, прошедших вступительные этапы Продолжительность: в зависимости от желаемого уровня на выходе — джуниор или мидл, обязательны стажировки Подробнее: на сайте

После заполнения профиля открываются первые отборочные задания в школу: игры на память и логику
Обучение в школе строится иначе, чем на обычных курсах: нет лекций, семинаров и экзаменов, а работы друг друга проверяют сами ученики. Изучать материал можно в своем темпе, но нужно успевать сдавать проекты до дедлайна. Закончить программу можно как за полтора года, так и за три — зависит от скорости ученика и желаемого уровня на выходе.
На протяжении первого года обучения студенты работают над проектами по структурному и объектно-ориентированному программированию С++, компьютерным сетям, алгоритмам и базам данных (SQL) и прикладному программированию на языках java, Python, Golang, C#.
После сдачи проекта обязательно нужно пройти трехмесячную стажировку в компании, которую выберет студент. Школа может провести консультацию по выбору места для практики, помочь подготовиться к собеседованию и предложить вакансии от компаний-партнеров.
После стажировки можно продолжить обучение и выбрать направление:
Как принять участие. Решить тест на логику и память, записать на видео небольшое интервью для команды школы и пройти интенсив — в самой школе его называют бассейном.
Интенсив длится 26 дней и проводится очно, участвовать удаленно нельзя. Абитуриенты должны выполнить 22 учебных проекта и показать знания программирования, навыки командной работы и тайм-менеджмента. На прохождение «бассейна» дается одна попытка. Лучших кандидатов зачисляют на основное обучение.
VK Образование
Формат: онлайн-интенсивы раз в неделю по субботам с 10 часов и практические задания Когда: регистрация до 18 августа, отборочное тестирование с 22 по 26 августа Для кого: для студентов 3+ курсов бакалавриата, специалитета и магистратуры Продолжительность: , от 26 до 64 академических часов Подробнее: на сайте и в группе

Курсы программирования «VK Образование» ведут сотрудники компании. Ежегодно стартует около 60 образовательных программ, но попасть на них не так просто. Конкурс составляет от 5 до 12 человек на место, а лучшим студентам предлагают стартовые позиции в VK.
Занятия проходят в виде онлайн-интенсивов, запись доступна на учебном портале вместе с домашними заданиями. Для некоторых программ предусмотрены очные хакатоны в офисе VK в Москве. Нужно успевать сдавать домашние задания к дедлайну, отстающих студентов могут исключить из программы.
В течение курса студенты выполняют практические задания, за которые начисляются баллы. Баллы заносятся в сертификат об окончании курса.
Как принять участие. Требования к курсам могут варьироваться: например, на программу «Углубленный Python» могут поступить только студенты технических факультетов университетов Москвы, тогда как на курс по веб-разработке принимают заявки от учащихся любых факультетов всех вузов России.
Шпора C# от «СКБ Контур»
Формат: занятия раз в неделю вечером — в офисе «Контура» в Екатеринбурге или онлайн Когда: отбор начнется в сентябре Для кого: для всех желающих Продолжительность: с октября до середины апреля Подробнее: на сайте и в группе

«СКБ Контур» разрабатывает программы для автоматизации бизнеса — системы электронного документооборота, бухучета, торгов и закупок — и проверки контрагентов. Компания регулярно запускает образовательные программы для студентов по iOS, Data Science, Go, бэкенду и языкам Java, C# и C++.
«Шпора» — это школа промышленной разработки на С#. Курс продлится весь учебный год, за это время обещают научить писать чистый код с тестами, а также проектировать и разрабатывать базы данных. Кроме занятий по программированию обучающихся ждут домашние задания, код-ревью и обратная связь от разработчиков компании.
Участники школы изучат:
Курс проходит в Екатеринбурге, где находится штаб-квартира «Контура», но можно участвовать и онлайн. Для студентов сделают перерыв на январскую сессию, а для учащихся УрФУ организуют бесплатный трансфер из университета.
Все участники могут пользоваться коворкингом с удобным рабочим пространством. Лучших выпускников позовут на летнюю оплачиваемую стажировку без прохождения тестового задания.
Как принять участие. Заполнить заявку на сайте и пройти отбор. Первый этап — решить тестовое задание, которое станет доступным в начале сентября. По итогам тестового задания позовут на второй этап — собеседование с эйчаром и ИТ-специалистами.
Собеседование длится около часа. Эйчар попросит рассказать о прошлом опыте и задаст несколько вопросов, чтобы посмотреть на софт-скиллы. Технические специалисты проверят уровень навыков и определят абитуриента в подходящую команду.
Тинькофф Финтех
Формат: онлайн-лекции, семинары и домашние задания Когда: отбор в конце августа, занятия начнутся в сентябре Для кого: для студентов старше 18 лет и начинающих специалистов Продолжительность: 3 месяца Подробнее: на сайте и в группе

Финтех — это бесплатные курсы для студентов, недавних выпускников и начинающих специалистов. Наборы проводятся дважды в год, есть курсы по разработке, аналитике, тестированию, маркетингу и информационной безопасности.
Занятия проходят по вечерам, один-два раза в неделю. После лекций студенты получают домашнее задание. Выпускникам выдают лицензированный сертификат, а лучших приглашают на собеседование в штат.
Как принять участие. Для участия необходимо подать заявку, заполнить анкету и пройти отборочные испытания: экзамен по программированию из пяти задач, который проверяет знание базовых алгоритмов, и профильный тест.
Летом 2022 года я уволилась из отдела закупок в детской больнице в Таганроге и решила найти место на удаленке.
К тому времени у меня был двухлетний опыт в копирайтинге, полученный в декретном отпуске: прошла курс от одной журналистки и нашла постоянных клиентов. Правда, после декрета я вышла в офис и оставила работу с текстами, но позже поняла, что ошиблась.
Уволившись, я просматривала вакансии для копирайтеров и редакторов на «Хедхантере». В описаниях встречала пункт о том, что «корочка» о профильном образовании будет преимуществом. Поэтому снова решила поучиться. Получение второй вышки не рассматривала — это долго, думала , которые официальный документ об образовании.
От знакомых я узнала о национальном проекте «Демография». В его рамках государство поддерживает семьи с детьми, консультирует по вопросам ЗОЖ, помогает с поиском работы и обучением — последним занимается направление «Содействие занятости».
Получить дополнительное профессиональное образование — пройти переподготовку или повысить квалификацию — можно только после колледжа или университета. У меня было высшее в сфере государственного управления. Также «Демография» позволяет учиться и со школьным аттестатом — по программам профессиональной подготовки рабочих и служащих, например парикмахеров.
На сайте я просмотрела перечень и описания специальностей, мне понравилось, что обучение проводят в том числе известные университеты. По окончании программы получила свидетельство о переподготовке или повышении квалификации. Поэтому подала заявку в «Демографию».
В материале расскажу, какие документы понадобились для участия, как я попала на курс по соцсетям и прошла его. К сожалению, в практическом смысле учеба дала мне мало, но двум моим знакомым, которые тоже воспользовались услугой, программа помогла освоить новые навыки и даже сменить работу.
«Содействие занятости» работает до 31 декабря 2024 года, не знаю, ее.
Кто может стать участником и как зарегистрироваться в «Демографии»
Участники. Список категорий граждан, которые могут участвовать, обширный, он опубликован на сайте «Работа России» — это федеральная база вакансий и резюме. Например, принять участие могут граждане от 50 лет или молодежь в возрасте до 35 лет без среднего профессионального или высшего образования. Я попала в другую категорию — безработные женщины с детьми до семи лет.
я могла вернуться к подаче заявки, программу тщательнее и упор на редактуру, написание текстов в B2B и работу в СМИ. На момент публикации «Демография» предлагает поучиться на специалиста по созданию контента для СМИ и новых медиа. Думаю, такой вариант мне лучше.
Также уточнила у обучающего центра программу учебы и формулировку в удостоверении о повышении квалификации: описание на сайте «Работа России», мне кажется, путает. Например, в описании курса, что меня заинтересовал, упоминаются и профессия — «редактор СМИ», и квалификация — «». Что из этого появится в документе об обучении, я не поняла, но рассчитывала на редактора СМИ. В конечном счете не указали ни то ни другое. Поэтому лучше позвонить представителю и расспросить лично.
Кроме того, я надеялась, что меня научат редактуре в общем смысле — работе с текстом с нуля до публикации в соцсекторе, — а не ведению соцсетей. Но об этом я расскажу ниже.
Подача заявки проходит на «Работе России». Я авторизовалась на сайте через «Госуслуги» — без подтвержденного аккаунта в сервисе ничего не получится — и, подобрав программу, отправила заявку.
Чтобы выбрать курс, выставите фильтры по сфере деятельности. Или читайте все подряд: так я нашла специальность, по которой училась, заранее о ней не подумала. Если учеба дистанционная, регион проживания не важен.
Заявку рассматривают до семи рабочих дней, статус удобно отслеживать в личном кабинете на сайте «Работа России», также изменения дублируются на электронную почту. После принятия заявки придет письмо с пояснениями, что делать дальше. была ссылка на службы поддержки.
Через пару дней после авторизации мне позвонили из городской службы занятости и попросили прийти. По телефону сказали: если не появлюсь в течение трех дней, мне откажут в услуге и воспользоваться ею снова я не смогу. Думаю, подав заявку, можно позвонить туда самостоятельно и уточнить, когда лучше подойти.
С собой я взяла пачку документов, которые подтверждают, что я подхожу под условия: диплом об образовании, свидетельство о рождении ребенка, ИНН и сведения о налоговом статусе. Одно из условий программы — отсутствие самозанятости и ИП. Также я взяла свидетельство о смене фамилии: в дипломе была старая.
В службе занятости я прошла два теста на профориентацию. Не знаю почему, но среди моих знакомых тестирование проходила только я. Результаты показали, что я человек с творческим началом, которому рекомендована работа с людьми, — для редактора подходит.
Вообще, в центре занятости или одобрят заявку, или откажут в ней, или порекомендуют выбрать другую специальность, если она слишком отличается от нынешних навыков. Потенциальный студент вправе не принимать советы и настаивать на выбранном направлении — в таком случае с будущим местом учебы придется заключить договор с условием устроиться на работу или открыть дело по специальности. Мой выбор одобрили, не предлагая менять.
Тест службы занятости
Вопросы в тесте похожи на известные дифференциально-диагностический опросник Климова и тест на психотип от Карнауха
Перед стартом учебы мне прислали двусторонний договор — между мной и ростовским филиалом РАНХиГС. После подписания открыли доступ к лекциям. Еще есть трехсторонний: его подписывают образовательная организация, участник программы и его будущий работодатель. Но других особенностей я не знаю, так как не подписывала этот тип договора.
Мой договор предполагал, что после обучения я или самозанятость, я выбрала второе. Это нужно для отчетности: программа считается реализованной, если ученик нашел работу, а поскольку гарантировать трудоустройство он не может, альтернативой служит налоговый режим.
Организаторы обучения указаны в карточках специальностей на «Работе России», но заявки все равно попадают к одному из трех операторов «Содействия занятости»: в РАНХиГС, Томский государственный университет или Агентство развития профессионального мастерства «Ворлдскиллс Россия». Последняя организация теперь называется «Агентство развития профессий и навыков», но в документах указано старое название.
Учеба не обязательно пройдет в перечисленных организациях, они лишь распределяют заявки. Я попала в ростовский филиал РАНХиГС, но в других направлениях встречала и Томский университет, и частные компании.
В договоре среди прочего было прописано количество часов на учебу и формат документа об образовании
Занятия начались через месяц после подачи заявки. Знаю, что некоторые студенты по другим направлениям ждали старта и три месяца. Мне на почту пришло расписание, но оно оказалось в спаме, поэтому я пропустила первые две лекции — смотрела их в записи. На остальных вебинарах присутствовала онлайн.
Личный кабинет студента на моем курсе. Слева — записи семинаров, текстовые материалы и презентации к ним. Они доступны и сейчас, спустя семь месяцев после получения диплома. Не знаю, к ним доступ
Занятия шли в прямом эфире, записи выгружали в облако. На лекциях мы среди прочего обсуждали, как политику или чиновнику вести себя в соцсетях, о чем можно говорить, а о чем нельзя, какие публиковать фотографии, как работать с негативом в комментариях, как вовлекать подписчиков в обсуждения. В отличие от публикаций обычных блогеров, работа чиновников в соцсетях определяется федеральным законом. Еще я очень ждала раздел о принципах графического дизайна в соцсетях, но получила материал в духе «вот это красиво, а это — нет, пожалуйста, делайте красиво, а некрасиво не делайте».
Лекторы были готовы отвечать на вопросы студентов после каждого занятия, предлагали аудит текущих проектов. Но только одна студентка работала редактором в городской администрации, остальные слушали на перспективу. Также вопросы передавали через чат в «Вотсапе», студенты получали расписание вебинаров. Удивительно, но в чате не вели беседы на сторонние темы — иногда задавали вопросы по учебе, на них лаконично отвечали, и все. Среди сокурсниц в основном были мамы в декрете.
К каждой лекции нам давали практические задания — например, найти пять аккаунтов чиновников и сделать аудит по критериям из лекций: частота публикаций, диалог с подписчиками и так далее. Обратной связи не было, поэтому я сделала первые три домашки и перестала. Для меня это существенный минус, потому что без фидбэка я не вижу пробелов в своих знаниях.
Чтобы получить удостоверение о повышении квалификации, нужно пройти итоговую аттестацию. В конце курса мы решали финальный тест: он состоял из вопросов по пройденному материалу. На работу дали три попытки и два часа.
Думаю, ответы можно было подыскать в лекционном материале или интернете, так как времени выделили с запасом и прокторинг не вели. Но просто прогулять все лекции, а потом нагуглить ответы, трудно: с ходу не разберешься, если ничего не смотрел и не читал.
Итоговую оценку и сумму баллов показывают только в личном кабинете. В удостоверении нет информации о том, с каким результатом студент сдал тест и насколько хорошо он учился — только то, что прослушал курс
Опыт работы с текстами позволил мне сделать вывод, что преподаватели хорошо знают предмет. Но обучение скорее новичку, который хочет научиться вести соцсети с нуля. Со знанием курса можно вести аккаунт, но, чтобы он хорошо выглядел, нужно как минимум прокачать свои визуальные навыки на другом курсе. Также, насколько помню, нам поверхностно объяснили работу с рекламными кабинетами — не дали практических навыков, только теорию. Поэтому люди с опытом узнают мало нового.
Возможно, на других программах дело обстоит иначе — каждая образовательная организация проводит учебу . По словам знакомых, которые тоже получили ДПО, делают акцент на практике, дают глубокую теорию, вообще относятся к процессам формально. Получить образование в рамках «Демографии» можно только один раз, поэтому я рекомендую внимательно изучить отзывы о курсах, содержание программ и узнать тип документа по окончании учебы у обучающего центра.
Фактически я стала СММ-менеджером в госсекторе, хотя здесь это не указано
Работа после курса
Стать редактором, как я планировала вначале, обучение мне не помогло. Кроме «корочки» работодателю важен опыт. У получился провал по всем фронтам: в удостоверении о повышении квалификации нет слова «редактор», обучение готовило , портфолио по результатам учебы тоже не сложилось. Да и большинство знаний из программы для меня были не новыми: я получила их еще в 2019 году на своем первом курсе по копирайтингу.
Так что в практическом смысле учеба мне не помогла. Единственная достигнутая цель — имиджевая. Теперь у меня есть сертификат РАНХиГС о том, что я умею вести соцсети для госсектора. После повышения квалификации я прошла Школу редакторов в Бюро Горбунова — она идет уже 16 недель.
И я распрощалась с госсектором, но не с писательством: оформила самозанятость, как и предполагал договор, и пишу тексты для двух давних заказчиков, с которыми возобновила связь, уволившись из больницы.
Но это я — в моем окружении есть пара человек, которые учились по программе «Содействие занятости». Ниже их истории и результаты.
Как Светлана училась на тьютора
нашла новую работу
Выбор программы. Я увидела контекстную рекламу «Демографии». Сначала хотела выбрать программу для репетиторов по английскому языку, но там нужно среднее или высшее педагогическое образование, а я училась на инженера. Поэтому выбрала близкое по смыслу направление «Профессия тьютора, трекера и модератора». Зарегистрировалась через портал «Работа России» как безработная мама ребенка, не достигшего семи лет. Профориентационных тестов не проходила, в договоре было условие — трудоустроиться по окончании курса.
Начала занятий ждала три месяца: документы подала в мае 2021 года, а уведомление о старте пришло только в конце августа. В промежутке между событиями сведений о судьбе заявления не было — это мешает планировать учебу и жизнь.
Обучение. Мой курс включал изучение работы тьютора, трекера и модератора — это так называемые помогающие специальности. Модераторы вовлекают людей в обсуждение вопроса на групповых сессиях, трекеры следят за тем, чтобы обучаемый достиг своей цели, а тьютор выстраивает вместе с клиентом маршрут работы или обучения и следит за исполнением плана.
В учебе многое зависит от того, на какую почву ложится знание. В моей группе были студенты предпенсионного возраста, им программа давалась непросто. У за плечами высшее образование и магистратура, поэтому сложностей не возникло. В программе не было формул и вычислений, достаточно запомнить теорию, и с этим я справилась.
Иногда возникало ощущение, что нам рассказывали простые вещи, а часть важных знаний недодали. Например, предложили варианты вопросов для тьюторской сессии и разные сценарии развития в общении. Но я не до конца поняла, в каких случаях применять то или иное правило, мы также не обсуждали, по каким критериям нужно подбирать вопросы к той или иной ситуации. Но в несколько недель сложно вложить глубокую теорию.
Зато повезло с практической частью. Во время семинаров и обсуждений студентов делили на небольшие группы, давали ситуацию для разбора и отправляли в разные вебинарные комнаты. Там мы обсуждали решение проблемы, а затем представитель группы давал единый ответ на поставленную задачу. Так мы учились мыслить сами и видели ход мыслей других студентов.
Так что спустя год после получения диплома оцениваю программу на четверку с плюсом.
Работа. Работаю по специальности, это во многом моя заслуга, не курса. Я сама договорилась о стажировке, чтобы получить опыт в реальных условиях. Насколько мне известно, основная масса сокурсников по специальности не работают.
Окончив программу, я разослала резюме нескольким бизнес-акселераторам, в которых хотела работать, но мне не ответили. Тогда я обратилась к бывшим преподавателям — Ольге Гореловой и Андрею Майеру из компании BizTrack — с просьбой о бесплатной стажировке. Они как раз получили предложение поработать в бизнес-акселераторе — меня взяли под этот проект.
Стажировка шла полтора месяца и занимала не больше 10 часов в неделю. Я созванивалась с клиентами, обсуждала с ними план развития, напоминала о вебинарах и домашней работе и вносила эти данные в . Еще в качестве тьютора вела нескольких человек: мы готовили презентацию для конкурса в акселераторе самозанятых, подопечные рассказывали о своем бизнесе. Двое заняли первое и пятое места, по итогам конкурса им выделили сумму на развитие своего дела.
Полученный опыт повлиял на дальнейшие события: я откликнулась на вакансию тьютора в крупной металлургической компании и прошла отбор — работаю там удаленно уже больше года. Фактически я слежу за тем, чтобы подразделения эффективно взаимодействовали друг с другом, получали информацию своевременно, а мои подопечные следовали плану развития, который им помог составить трекер. Это сложно, потому что в компании работает несколько десятков тысяч человек.
Считаю, что получила работу благодаря практическим навыкам, которые приобрела на стажировке. Они идеально дополнили теоретические знания из курса.
Как Елена училась на специалиста по закупкам
помогает всему отделу
Выбор программы. О «Содействии занятости» я узнала из интервью чиновника и в апреле 2021 года подала заявку на программу переподготовки «Специалист в сфере закупок». Тогда я была в декрете с ребенком до трех лет. Я не приходила в центр занятости, чтобы подать документы, и профориентационных тестов тоже не проходила: я участвовала в программе на самом старте, когда мало кто знал, как все должно работать. Договор не заключала.
Расписание было довольно свободное: я успевала учиться, хотя с маленьким ребенком времени практически нет.
В итоговом тестировании я составила заявку по данным от преподавателей — было несложно, всю информацию дали в лекциях. Плюс среди студентов сложилась дружная группа, и в отдельном чате мы призывали к коллективному разуму для решения некоторых задач.
Я сравнивала свои впечатления с отзывами тех, кто учился в других организациях, и поняла, что мне повезло с наполнением и реализацией курса. Жаль, что «Демография» начала работать только к концу моего декрета и выбор профессий был небольшой. Сейчас присмотрелась к другим специальностям, но по возможности снова ТГУ. В общем, не жалею, что потратила силы на учебу.
Работа. Я не искала работу по специальности, поскольку не ставила такой цели, хотя вакантные места для контрактных управляющих в городе есть. Просто хотелось воспользоваться шансом и научиться новому, дать пищу мозгу в декрете.
Тем не менее я использую полученные знания: работаю в отделе кадров, мы иногда формируем заявки для закупок в тендерный отдел. Еще я консультирую супруга, он тоже закупает товары и услуги для своей организации.
Бонусом нам дали курс по маркетплейсам — о продвижении и наполнении страниц с товарами. Знаю, что многие студенты подыскали себе место именно в этой сфере. Курс был полностью онлайн, он мне тоже пригодился: вместе с подругой продвигаю ее товары на «Озоне».
Выводы
Несмотря на то что мои ожидания от программы не совсем оправдались, я довольна учебой — всегда приятно утвердиться в своих профессиональных знаниях. Для тех, кто задумывается получить дополнительное профессиональное образование — не только в рамках «Демографии», а вообще, — я вывела пять рекомендаций:
Тинькофф Образование регулярно запускает программы для школьников, студентов и выпускников вузов.
Выбирайте свой уровень
Для кого: для школьников Направления: олимпиадная математика, олимпиадная информатика и программирование, машинное обучение и нейросети Набор: два раза в год Подробнее: на странице программы

Это курсы для школьников по олимпиадной математике и спортивному программированию: занятия проходят очно раза в неделю, также есть онлайн-трансляции для учеников из других регионов.
Программы. Для школьников 4—6 классов есть курс «Математика решает». Преподаватели — математики, которые составляют задачи для олимпиад, ведут тематические кружки и тренируют сборную Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников. На курсе учат решать нестандартные задачи, которых нет в школьной программе, и прокачивают логику. Программа рассчитана на два года и включает четыре полугодия — после каждого можно получить сертификат.
Для тех, кто хочет углубиться в МL, есть курс «Глубокое обучение», который посвящен принципам работы нейросетей и их применению. Ограничений по возрасту школьников и студентов нет, но нужно разбираться в основах линейной алгебры и матанализа и уметь программировать на Python.
Подготовиться к школьным олимпиадам по информатике и программированию поможет курс «Алгоритмы и структуры данных». Курс рассчитан на учеников , но распределяют в группы не по возрасту, а по уровню знаний. В младшую параллель принимают тех, кто умеет решать базовые задачи на одном языке программирования, а в старшей занимаются участники и дипломанты Всероса и международных олимпиад. Лекции можно посещать очно или онлайн раз в неделю. Занятия идут весь учебный год, а при желании можно учиться несколько лет.
Для школьников и всех желающих познакомиться с профессией аналитика запустили курс «Анализ данных». Студентам расскажут об основных инструментах анализа данных и научат не только считать статистику, но и делать правильные выводы. Курс длится восемь недель, раз в неделю на платформе выкладывают записи лекций и разбирают предыдущее домашнее задание.
Но есть программы, для участия в которых нужно пройти вступительные испытания, например математический тест и интернет-олимпиаду. Набить руку помогут задания прошлых лет — они будут доступны после регистрации и заполнения заявки в личном кабинете.
Тинькофф Академия
Для кого: для студентов технических факультетов по всей России, но в курсах «Нулевой семестр» и «» можно участвовать с любой специальностью Направления: тайм-менеджмент, алгоритмы и структуры данных, финтех, бэкенд Набор: раз в год Подробнее: на странице программы

«Тинькофф Академия» предлагает студентам из России и Беларуси партнерские программы с ведущими вузами. Есть разные форматы участия: от с короткими лекциями до двухлетней образовательной программы.
Программы. Первокурсникам лучше всего подойдет курс «Нулевой семестр». Психофизиолог Полина Кривых, преподаватель НИУ ВШЭ и РГГУ, объясняет, как устроен мозг и как на основании знаний о нем строить обучение. Студентам рассказывают о техниках тайм-менеджмента и предотвращения выгорания. Курс состоит из пятнадцатиминутных лекций, в конце каждой идет для закрепления информации.
На курсе «Алгоритмы и структуры данных» студентов второго и третьего курса технических вузов учат разбираться в базовых структурах данных и алгоритмических задачах. Лекторами выступают победители и призеры всероссийских олимпиад, преподаватели курсов по алгоритмам в ведущих вузах страны. Занятия проходят онлайн, но в крупных городах можно ходить на занятия очно. Курс длится три месяца, в неделю придется выделить на лекции, семинары и домашние задания около восьми часов.
На курсе «Финтех-тренды» и руководители Тинькофф рассказывают, как крупные технологические компании создают сервисы и что происходит в Обучение рассчитано не только на студентов, но и на опытных продакт- и , которые хотят лучше анализировать данные и развивать продукт.
Онлайн-программа «Академия бэкенда», рассчитанная на полтора года, поможет глубоко погрузиться в бэкенд-разработку. В первом семестре студенты изучают промышленную разработку, во втором — распределенные системы и корпоративные приложения, а в третьем — техническое обеспечение надежности сервисов.
Лекции и семинары проходят раз в онлайне. Их ведут руководитель центра надежности информационных систем Тинькофф Дмитрий Масленников, директор разработки базовых технологий и инженерных практик Игорь Маслов и руководитель отдела рекламных технологий Андрей Иванов.

Помимо программ, доступных всем российским студентам, Академия ведет спецкурсы в МГУ, например «Основы программирования на Python» и «Анализ данных». Также она курирует кафедры по финансовым технологиям, аналитике и в МФТИ. В ВШЭ и ее филиале в Нижнем Новгороде открыты базовые кафедры Тинькофф, а еще читают курс по промышленной разработке.
Как попасть. Оставить заявку на программу, заполнить анкету в личном кабинете и пройти контест. На каждом курсе задачи разные, но можно потренироваться на примерах заданий из тестов прошлых лет.
Тинькофф Старт
Для кого: для студентов и выпускников технических вузов, начинающих специалистов старше 18 лет Направления: аналитика, разработка, QA, консультирование Набор: три раза в год — осенью, весной и летом Подробнее: на странице программы

В рамках «Тинькофф Старт» проходят ИТ-стажировки для студентов и молодых специалистов. На выбор два варианта стажировки: по 40 часов в неделю на летних каникулах или от 20 часов в неделю в течение учебного года.
Многие треки доступны в России, Беларуси и Казахстане, из этих стран их можно проходить дистанционно — об этом нужно будет договориться с командой. К каждому стажеру прикрепляют ментора, который отвечает на вопросы, дает первые задания и обратную связь о сильных и слабых сторонах. Все стажировки оплачиваются, а лучших выпускников могут взять в штат.
Программы. На направлении «Аналитика» ученикам предстоит присоединиться к командам Тинькофф — например, по контролю качества или речевым технологиям. Можно попробовать свои силы в разных ролях: технолог, продуктовый аналитик, системный аналитик или . Есть даже шуточный тест, чтобы определиться с направлением.

В программе «Разработка» можно сразу выбрать специальность: системный инженер, фронтенд-, Scala-,. Net-, Android- или , , Python-, GO-, Java- или . От кандидатов требуется знать язык программирования по направлению, на которое они подают заявку, часто нужен небольшой практический опыт.
На треке для QA-инженеров участники будут искать ошибки в коде и логике работы приложений и сервисов. Обещают научить выстраивать процесс разработки приложений до реализации. Стажеры прошлого набора готовили проект для Тинькофф Мобайла и автоматизировали тестирование трекинга.
Необходимое условие — онлайн-экзамен, подготовиться к которому поможет тренировочный тест. Конкурсанты, которые справятся с заданием, попадут на собеседование, где кураторы программы проверят их хард- и .
Для кого: для студентов, выпускников технических вузов и начинающих специалистов Направления: разработка, аналитика, SRE, QA, маркетинг и информационная безопасность. Набор: дважды в год — в феврале и сентябре Подробнее: на странице программы

Курсы этой программы построены на реальных кейсах Тинькофф. Занятия длятся от одного до трех месяцев, есть лекции, практика и домашние задания — общая нагрузка составит от 7 до 17 часов в неделю. На некоторых курсах потребуется сдать итоговый проект.
Программы. Расписание курсов постоянно обновляется. Следующий набор откроется в сентябре. Про точечные наборы на отдельные направления можно узнать в группах Тинькофф Образования во «Вконтакте» и «Телеграме».
Кроме того, на программе для разработчиков и аналитиков проходили курсы:
Как попасть. Нужно подать заявку на странице выбранного направления и заполнить анкету в личном кабинете Тинькофф Образования. Все заявки кандидатов анализируют кураторы, поэтому обратите внимание на вопросы о мотивации — они важны не меньше, чем результаты тестов.
Финтех Мидл
Для кого: для опытных разработчиков, аналитиков, менеджеров и других специалистов Направления: Java to Kotlin, Java to Scala, Java-разработка, iOS и SRE, Набор: ожидаются анонсы в группе во «Вконтакте» и телеграм-канале Подробнее: на странице программы

«Финтех Мидл» — это обучение для опытных специалистов с минимумом общеизвестной теории и максимумом практических заданий, которые можно использовать в портфолио. Для тех, кто давно в индустрии, преподаватели подготовили программы по языкам программирования, которые используются в России и за рубежом.
Занятия проходят очно и онлайн и занимают часа. Чтобы получить сертификат об успешном окончании курса, нужно выполнить обязательные домашние задания и защитить итоговый проект — курсовую работу.

Занятия проводят ведущие специалисты Тинькофф например, на курсе Java преподает куратор запуска Александр Яшников, на программе SRE в современных ИТ — руководитель центра SRE Дмитрий Масленников.
Как попасть. Выбрать направление, заполнить анкету-портфолио и пройти тестирование. На каждом направлении свои экзамены для проверки профильных навыков. Основную роль при поступлении играет анкета с описанием проектов и профессионального опыта.





