В частности, 24 октября с изменениями и дополнениями принят Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (в редакции от 28 ноября 2022 г.) «О занятости населения в Российской Федерации». 2023

Система и компетенция органов содействия занятости населения в Российской Федерации

Правовую
основу отношений в сфере занятости
составляют, прежде всего, ст. 34 и 37
Конституции Российской Федерации,
гарантирующие гражданам свободное
распоряжение своими способностями к
труду. Из специальных законов, затрагивающих
рассматриваемую сферу, в первую очередь
необходимо отметить Закон Российской
Федерации «О занятости населения в
Российской Федерации».

Данный
закон устанавливает, что гражданам
Российской Федерации гарантируются:

свобода выбора
рода деятельности, профессии
(специальности), вида и характера труда;

защита от безработицы;

бесплатное
содействие в подборе подходящей работы
и трудоустройстве при посредничестве
органов службы занятости;

информирование о
положении на рынке труда.

Обеспечение
указанных гарантий возложено, в первую
очередь, на государственную службу
занятости. Государственная служба
занятости населения включает:

1) уполномоченный
Правительством Российской Федерации
федеральный орган исполнительной
власти;

2) органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющие полномочия в области
содействия занятости населения и
переданное полномочие по осуществлению
социальных выплат гражданам, признанным
в установленном порядке безработными;

3) государственные
учреждения службы занятости населения.

Уполномоченным
Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной
власти в области занятости является
Федеральная служба по труду и занятости,
которая в настоящее время находится в
ведении Министерства здравоохранения
и социального развития Российской
Федерации. Функции Федеральной службы
по труду и занятости были определены
Положением о ней, которое было утверждено
Постановлением Правительства Российской
Федерации27.

Основными
функциями Федеральной службы по труду
и занятости являются:

– контроль
и надзор в сфере труда, занятости и
альтернативной гражданской службы;

– оказание
государственных услуг в сфере содействия
занятости населения и защиты от
безработицы, трудовой миграции и
урегулирования коллективных трудовых
споров.

Помимо
Федеральной службы по труду и занятости
определенные полномочия в сфере занятости
имеются также у Министерства здравоохранения
и социального развития Российской
Федерации, Федеральной миграционной
службы и некоторых других органов.

Полномочия
в сфере занятости могут быть переданы
органам государственной власти субъектов
Российской Федерации. В частности, к
полномочию Российской Федерации,
переданному для осуществления органам
государственной власти субъектов
Российской Федерации, относится
осуществление социальных выплат
гражданам, признанным в установленном
порядке безработными, в виде:

1) пособия по
безработице;

2) стипендии в
период профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
по направлению органов службы занятости;

3) материальной
помощи в связи с истечением установленного
периода выплаты пособия по безработице;

4)
материальной помощи в период
профессиональной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации по направлению
органов службы занятости;

5) пенсии, назначенной
по предложению органов службы занятости
на период до наступления возраста,
дающего право на установление трудовой
пенсии по старости, в том числе досрочно
назначаемой трудовой пенсии по старости.

Читайте также:  ПРОФОБУЧЕНИЕ ОТ ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ ДЛЯ МОЛОДЫХ МАМ

Кроме
того, содействие трудоустройству граждан
могут оказывать и органы местного
самоуправления.

Государственная
служба занятости населения

1. Государственная
служба занятости населения включает:

1) федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по контролю и надзору в сфере
труда, занятости и альтернативной
гражданской службы, по оказанию
государственных услуг в сфере содействия
занятости населения и защиты от
безработицы, трудовой миграции и
урегулирования коллективных трудовых
споров;

2) органы исполнительной
власти субъектов РФ, осуществляющие
переданные в соответствии с п. 1 ст. 7.1
ФЗ О занятости полномочия;

2. Деятельность
государственной службы занятости
населения направлена на:

1) оценку состояния
и прогноз развития занятости населения,
информирование о положении на рынке
труда;

2) разработку и
реализацию программ, предусматривающих
мероприятия по содействию занятости
населения, включая программы содействия
занятости граждан, находящихся под
риском увольнения, а также граждан,
испытывающих трудности в поиске работы;

3) содействие
гражданам в поиске подходящей работы,
а работодателям в подборе необходимых
работников;

4) организацию
мероприятий активной политики занятости
населения;

5) осуществление
социальных выплат гражданам, признанным
в установленном порядке безработными,
в соответствии с настоящим Законом и
иными нормативными правовыми актами
РФ;

6) осуществление
контроля за обеспечением государственных
гарантий в области занятости населения.

3. Услуги, связанные
с содействием занятости населения,
предоставляются гражданам бесплатно.

К полномочиям
федеральных органов государственной
власти в
области содействия занятости населения
относятся:

1) разработка и
реализация государственной политики,
принятие федеральных законов и иных
нормативных правовых актов РФ в сфере
занятости населения;

2) разработка и
реализация федеральных программ в сфере
занятости населения, включая программы
содействия переезду граждан и членов
их семей в связи с направлением в другую
местность для трудоустройства или
обучения;

3) установление
норм социальной поддержки безработных
граждан;

4) разработка и
реализация мер активной политики
занятости населения, за исключением
мер, реализация которых отнесена к
полномочиям РФ, переданным для
осуществления органам государственной
власти субъектов РФ;

5) мониторинг
состояния и разработка прогнозных
оценок рынка труда;

6) формирование и
ведение регистров получателей
государственных услуг в сфере занятости
населения;

7) определение
перечня приоритетных профессий
(специальностей) для профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации безработных граждан;

8) информирование
о положении на рынке труда в РФ, правах
и гарантиях в области занятости населения
и защиты от безработицы;

9) формирование
средств на финансирование мероприятий
по содействию занятости населения и
социальной поддержке безработных
граждан и контроль за целевым использованием
указанных средств;

10) координация
деятельности по созданию экономических
условий для обеспечения занятости
населения, развития предпринимательства
и самозанятости;

11) осуществление
надзора и контроля за соблюдением и
исполнением законодательства РФ о
занятости населения;

Читайте также:  Как получить деньги по госпрограмме

12) обобщение
практики применения и анализ причин
нарушений законодательства о занятости
населения в РФ.

2. Правительство
РФ в связи с осложнением ситуации на
рынке труда в отдельных субъектах РФ
вправе разрабатывать и реализовывать
дополнительные мероприятия, направленные
на снижение напряженности на рынке
труда этих субъектов РФ.

Для реализации
указанных мероприятий Правительство
РФ вправе осуществлять резервирование
в составе федерального бюджета бюджетных
ассигнований, используемых в порядке,
определяемом Правительством РФ.


ред. Федерального закона от
30.11.2011 N 361-ФЗ)

1.
К полномочиям органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
в области содействия занятости населения
относятся:
1) принятие нормативных
правовых актов субъектов Российской
Федерации в области содействия занятости
населения;
2) обобщение практики
применения, анализ причин нарушений и
подготовка предложений по совершенствованию
законодательства о занятости населения
в субъектах Российской Федерации;
3)
разработка и реализация региональных
программ, предусматривающих мероприятия
по содействию занятости населения,
включая программы содействия занятости
граждан, находящихся под риском
увольнения, а также граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и
испытывающих трудности в поиске
работы;
4) разработка и реализация мер
активной политики занятости населения,
дополнительных мероприятий в области
содействия занятости населения;
5)
проведение мониторинга состояния и
разработка прогнозных оценок рынка
труда субъекта Российской Федерации;
6)
осуществление надзора и контроля
за:
приемом на работу инвалидов в
пределах установленной квоты с правом
проведения проверок, выдачи обязательных
для исполнения предписаний и составления
протоколов;
регистрацией инвалидов
в качестве безработных;
обеспечением
государственных гарантий в области
содействия занятости населения, за
исключением государственных гарантий,
предусмотренных подпунктом 11 пункта 3
статьи 7 настоящего Закона;
7) регистрация
граждан в целях содействия в поиске
подходящей работы, а также регистрация
безработных граждан;
8) оказание в
соответствии с законодательством о
занятости населения следующих
государственных услуг:
содействие
гражданам в поиске подходящей работы,
а работодателям в подборе необходимых
работников;
информирование о положении
на рынке труда в субъекте Российской
Федерации;
организация ярмарок вакансий
и учебных рабочих мест;
организация
профессиональной ориентации граждан
в целях выбора сферы деятельности
(профессии), трудоустройства,
профессионального обучения;
психологическая
поддержка безработных граждан;
профессиональная
подготовка, переподготовка и повышение
квалификации безработных граждан,
включая обучение в другой
местности;
организация проведения
оплачиваемых общественных работ;
организация
временного трудоустройства
несовершеннолетних граждан в возрасте
от 14 до 18 лет в свободное от учебы время,
безработных граждан, испытывающих
трудности в поиске работы, безработных
граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа
выпускников образовательных учреждений
начального и среднего профессионального
образования, ищущих работу впервые;
социальная
адаптация безработных граждан на рынке
труда;
содействие самозанятости
безработных граждан, включая оказание
гражданам, признанным в установленном
порядке безработными, и гражданам,
признанным в установленном порядке
безработными и прошедшим профессиональную
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации по направлению органов
службы занятости, единовременной
финансовой помощи при их государственной
регистрации в качестве юридического
лица, индивидуального предпринимателя
либо крестьянского (фермерского)
хозяйства, а также единовременной
финансовой помощи на подготовку
документов для соответствующей
государственной регистрации;
содействие
безработным гражданам в переезде и
безработным гражданам и членам их семей
в переселении в другую местность для
трудоустройства по направлению органов
службы занятости;
выдача заключений
о привлечении и об использовании
иностранных работников в соответствии
с законодательством о правовом положении
иностранных граждан в Российской
Федерации;
9) организация и проведение
специальных мероприятий по профилированию
безработных граждан (распределению
безработных граждан на группы в
зависимости от профиля их предыдущей
профессиональной деятельности, уровня
образования, пола, возраста и других
социально-демографических характеристик
в целях оказания им наиболее эффективной
помощи при содействии в трудоустройстве
с учетом складывающейся ситуации на
рынке труда);
10) определение перечня
приоритетных профессий (специальностей)
для профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
безработных граждан;
11) формирование
и ведение регистров получателей
государственных услуг в сфере занятости
населения в субъектах Российской
Федерации;
12) формирование средств на
финансовое обеспечение мероприятий по
содействию занятости населения,
материально-техническое и финансовое
обеспечение деятельности органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих
полномочия в области содействия занятости
населения, и государственных учреждений
службы занятости населения;
13) принятие
мер по устранению обстоятельств и причин
выявленных нарушений законодательства
о занятости населения и восстановлению
нарушенных прав граждан.
2. Органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации устанавливают
порядок, условия предоставления и размер
единовременной финансовой помощи при
государственной регистрации в качестве
юридического лица, индивидуального
предпринимателя либо крестьянского
(фермерского) хозяйства гражданам,
признанным в установленном порядке
безработными, и гражданам, признанным
в установленном порядке безработными
и прошедшим профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации
по направлению органов службы занятости,
а также единовременной финансовой
помощи на подготовку документов для
соответствующей государственной
регистрации.
3. Органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
вправе организовывать профессиональную
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации женщин в период отпуска
по уходу за ребенком до достижения им
возраста трех лет.
4. Органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
вправе осуществлять разработку прогноза
баланса трудовых ресурсов субъектов
Российской Федерации.
5. Предоставление
государственных услуг и исполнение
государственных функций в области
содействия занятости населения
осуществляются органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
в соответствии с федеральными
государственными стандартами
государственных услуг и государственных
функций в области содействия занятости
населения.

Читайте также:  КАРТОЧКА ВАКАНСИИ

19 апреля 1991 года N 1032-1

Оцените статью
Содействие занятости
Добавить комментарий